Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Введение

Источник питания усилителя, которому в многочисленных публикациях, описывающих конструкции ламповых усилителей, часто посвящается три слова “особенностей не имеет”, может оказывать существенное влияние на качество звука. Можно выделить четыре основных фактора, объясняющих это влияние при неудачной конструкции источника:

  1. Источник питания может способствовать проникновению в питаемое устройство помех из сети и возникновению сетевой мультипликативной помехи.
  2. Элементы источника питания сами могут генерировать помехи в очень широком диапазоне частот (от звукового диапазона до радио частот).
  3. Через нелинейные элементы источника питания протекают сигнальные токи.
  4. В нестабилизированных источниках изменение нагрузки может приводить к значительным колебаниям выходного напряжения, приводящих к нарушению работы усилительных каскадов.

Перечисленные выше причины не являются новостью и давно известны (как и методы их устранения) проектировщикам высокочувствительной и измерительной аппаратуры, но часто не учитываются при проектировании источников питания для аудио аппаратуры.

В High-End аудио технике мелочей не бывает. Поэтому в данной статье я хочу напомнить вам об этой проблеме и попытаюсь показать механизм возникновения искажений и помех, обусловленных источником питания, и методы их уменьшения.

Некоторые рекомендации, приведенные ниже, целиком справедливы и для транзисторных устройств, хотя основное внимание будет уделено ламповым схемам. Рассматривать источник питания мы будем по направлению распространения мощности – начнем силовым трансформатором и закончим выходным фильтром

↑ Схема корректора

Впервые подобную схему я увидел в «Справочнике радиолюбителя» (Р.М. Терещук, К.М. Терещук, С.А. Седов) много лет назад, ещё владея «Вегой-110», и облизывался на неё. Почему? Хорошие параметры, рокот-фильтр, отсутствие ОУ (мой бзик, не более), работает при снижении питания до 18 В, а значит корректор без проблем может быть встроен в имеющийся усилитель. И состоит больше чем из трёх деталей и процесс сборки-наладки будет интереснее. Вторая схема – это корректор от усилителя Kenwood KA-9100, которую в своё время адаптировал под советскую элементную базу Николай Сухов. Но, она требует 34 В питания, а у меня всего 24 В, и то, до стабилизации.

Значит, решено, делаю первую схему.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Эта схема из статьи «О перегрузочной способности корректирующего усилителя», опубликованной Сергеем Лукьяновым, г. Львов, в журнале «Радио» № 10 за 1985 г.

↑ Борьба с фоном

Я предполагал, что фона быть не должно, ведь я выполнил печатную плату по всем правилам разводки земли в ламповых усилителях. Но фон был. Товарищи с нашего форума давали много советов по устранению, но результат был всё тот же. Решением стала статья «О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе», которую разместил Игорь Котов несколько лет назад. (Очень советую прочитать и положить в закладки — вам это много нервных клеток убережёт). Выполнил так называемую двойную экранировку межблочного кабеля и фон исчез. Проблемой была наводка в довольно надёжном (как я сам предполагал) кабеле от компьютера к усилителю.

↑ P.S. SE по Манакову

Естественно, умиротворение не наступило. Глодала мысль о «ВЕЛИКОМ» SE. И вот, пара реле РЭС-47, пара двойных тумблеров, две пары клемм акустики. И, главное, намотал два «выходника» на железе ОСМ1-0,4 для 6С33С (1,2 кОм/16 Ом). Первичка 1120 витков проводом 0,5 мм, три секции. Вторичка 200 витков 1,2 мм, две секции. Немагнитный зазор 0,35 мм. Немного слесарно-монтажных работ, и в результате однотактный «SE по Манакову»!

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Дополнительно исключил оперативные регуляторы ООС, т.к. они оказались без надобности, резистор ООС 100 кОм «чисто символически»; КЦ в анодных выпрямителях заменил мостами на диодах Шоттки; накал первой лампы 6Н8С «подпёр» сотней Вольт вместо 50-ти.

Переход на этот вариант немного хлопотный, но звук того стоит.

Соединение между блоками

Осталось добавить, как между собой связаны отдельные блоки, описанные выше. Предусилитель подключен к селектору входов. Выход селектора подключен к двойному линейному потенциометру 20 кОм, выход потенциометра отделен и подключен к усилителю наушников, главному усилителю, индикатору управления и линейному выходу.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Весь аппарат помещен в довольно маленький корпус. Платы привинчены к пластиковым переходникам, прикрепленным к корпусу, как на нижней части корпуса (трансформатор и силовая плата), так и на верхней. На передней панели находятся:

  • выключатель,
  • лампа, указывающая, что устройство включено,
  • селекторный переключатель входа,
  • индикатор уровня,
  • выход на наушники,
  • регулятор громкости,
  • кнопка отключения звука.

Pro-Ject Phono Box 7200 руб.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box и внешний блок питания. Совсем небольшой, но весьма тяжелый, учитывая размеры, корпус. Блок питания выносной, в виде вилки-адаптера. Функций минимум: никаких индикаторов, настроек, выключателей нет. Только переключение режимов работы — выбор ММ- или МС-головки. Внутри очень небольшая плата, практически сопоставимая по количеству использованных деталей с младшей моделью. Схема тоже построена на бюджетных деталях и операционных усилителях. Все очень просто, но, учитывая стоимость и то, что возможность работы с МС-головками я рассматриваю как вторичную, конструкция уже не вызывает настолько однозначно позитивной оценки по сравнению с младшей моделью. Единственное, чему безусловно стоит отдать должное, — внешнее исполнение. Здесь все объективно аккуратно и качественно.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Очень простая, вполне аккуратно собранная плата, занимающая далеко не весь объем совсем небольшого корпуса. Задняя панель. Разъемы и кнопка переключения режимов работы для разных типов головок.

Впрочем, звук у корректора, несмотря на простую схемотехнику, неплохой. Звучание цельное, задорное и легкое. Не слышно сухости, резкости или явной окраски. Бас глубокий, умеренно хлесткий, с неплохой разборчивостью. Середина открытая, верха чуть резче, чем хотелось бы. Вся картина получается чуть упрощенной, но восприятию это особенно не мешает за счет того, что в характере звука нет явных провалов или подъемов, а все особенности равномерно распределены и за счет этого характер получается цельным. Детальность неплохая, динамика выше средней. Сцена широкая, глубокая и воздушная. Образы отчетливые, иногда даже резкие. Пропорции правильные. По мере усложнения музыкального материала в звуке появляется нарастающая неуверенность, резкость, поэтому для сложной насыщенной музыки это не самый подходящий аппарат. А на более простом материале явных проблем не возникает и звучание оказывается дружелюбным, эмоциональным и ненавязчивым. С МС-головкой картина меняется только отчасти — динамика остается прежней, но усиливается формальность, появляется зажатость подачи. Вместо слитности и улучшения нюансировки звук теряет эмоциональность, упрощается. А вот сцена почти не меняется, разве что образы становятся более легковесными. Но в любом случае картина хуже, чем при работе с ММ-головкой, при подключении которой аппарат оказывается вполне универсальным по отношению к трактам, в которых он может быть применен.

↑ Конструкция

Конструкция корпуса заказана на одном из заводов и состоит из 7-ми деталей (не считая декоративной накладки на переднюю панель), изготовленных методом лазерной резки. Детали из листовой стали толщиной 2 мм (передняя и задняя панели) и 1.5 мм — все остальные, с последующей покраской в черный матовый цвет. Декоративная накладка — из нержавейки толщиной 1 мм. Каждый вправе придумать свою собственную модель и воплотить ее в жизнь. Наверняка это выйдет дешевле.

«Кирпичик» получился похожим на этажерку — верхняя, нижняя и две боковых крышки, средняя панель, выполняющая основную несущую нагрузку, стянуты винтами в единый блок вместе с передней и задней панелью.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Регулятор громкости и регулятор тембра (на схеме выделены пунктирной линией) размещены на отдельной односторонней печатной плате:

Популярные статьи  Ленточнопильный станок по дереву

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках —

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
с тыльной стороны передней панели:

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж —

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы — с другой.

Плата коммутации с герконами:

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат. Плата двусторонняя, с одной стороны — печатные дорожки, — с другой — экран с раззенкованными под ножки отверстиями. Сами герконы — с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них), как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.

Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Блок питания также собран на печатной плате установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.

Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им «обвязка» смонтирована объемным монтажом на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними.

Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву.

Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости — высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

↑ 7. Модуль УМЗЧ

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Как видите, ничего нового. Схемотехника классическая, отработанная. За основу взяты схемы Манакова (6С33С, 6Э5П), Баева (ГУ-50), «пушпульный» усилитель Уильямсона и т.п. Спасибо «мэтрам» лампового звука и себе тоже — за оптимизацию и ещё какую-нибудь «изацию». Главная особенность, ради чего всё и затевалось, это возможность работы схемы в двух вариантах. Причём переход из одного варианта в другой не требует специальных навыков, сложных коммутаций и настроек, производится оперативно и даже приятно — лишний раз подержать в руках «33» или «50», показать собеседнику, точнее «сослушнику».

Достаточно установить на плате УМЗЧ нужную конфигурацию ламп, включить накал, прогреть, подать анодное напряжение соответственно установленным лампам, триммерами выставить по прибору необходимые токи покоя ламп. Затем — подать сигнал, отрегулировать громкость, глубину ООС и в очередной раз наслаждаться или искать изъяны…

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Предварительный и фазоинверсный каскады на очень «музыкальной» лампе 6Н8С, далее два варианта драйверных каскадов: 6Н8С и 6Э5П, и в заключении — выходные каскады на ГУ-50 и 6С33С.

Режимы работы выходных каскадов (до ощутимых ухом искажений):

1. РР на ГУ-50, -Ia = 50 мА, Рвых. = 70 Вт на 16 Ом. 2. PP на 6С33С, -Iа = 100 мА, Pвых. = 80 Вт на 16 Ом. «Видимое осциллографом» ограничение сигнала наступает при выходном напряжении ок. 40 В, а это 100 Вт мощности на 16 Омах!

Оперативные органы управления:

громкость, переключатель входов, глубина ООС, триммеры токов покоя ламп расположены на плате УМЗЧ в непосредственной доступности. Переключатель анодного напряжения с задней стороны, в непосредственной близости от фильтров питания и выходных трансформаторов. Переключатель входов галетного типа коммутирует три источника: два плеера CD и проигрыватель винила. Для исключения земляных петель, экраны сигнальных кабелей тоже коммутируются.

Проигрыватели компакт дисков дополнительно подключены к ресиверу оптическими кабелями, а «винил» к аналоговому входу. На ресивере выбираю источник и к «ламповому стерео» получаю дополнительные опции: «подработка» сабвуфера плюс центр и тылы в разных режимах.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Плата модуля изготовлена из фольгированного стеклотекстолита 3 мм. Фольга выполняет только роль экрана с заземлением в точке подключения входных кабелей. Монтаж «воздушный», навесной, произведён с соблюдением всех правил и руководствуясь исключительно законами физики, радио и электротехники.

Под платой УМЗЧ установлен пермаллоевый экран, исключающий магнитные наводки от трансформаторов. Корпуса силовых и выходных трансформаторов соединены «звездой» с и заземлены в районе входных цепей УМЗЧ. Проводники от БП к модулю УМЗЧ медные, многожильные, расположены по дальней стороне и центральной части платы. Это удобно для настройки и апгрейда — откидываешь плату и «вперёд».

Плата установлена на втулках высотой приблизительно 10 мм для обеспечения конвекции воздуха из подвала шасси.

↑ 9. Выбор радиодеталей и комплектующих

Применены комплектующие, в основном, советского «военного» производства: октальные лампы, полипропиленовые конденсаторы в сигнальных цепях и т.д. Исключение составляют электролитические конденсаторы в питании, некоторые коммутационные элементы, часть резисторов. Выбор делался исходя из возможностей и объективных технических характеристик, без измышлений «истинного хайэндщика» по поводу «сетевого шнура с золотыми жилами и иридиевой вилкой» и т.п.

Конструкция даёт неограниченные возможности апгрейда и экспериментирования в части комплектующих, но это по желанию и «карману».

Важные замечания по выбору деталей:

1. Ламповые панели – керамика. 2. Лампы желательно с военной приёмкой (75-85 годов). 3. Конденсаторы сигнальных цепей: К73-16, К73-15, К71-7. 4. Шунтирующие конденсаторы: К73-17, МБМ в низковольтных шунтирующих цепях. 5. Резисторы ОМЛТ и т.п. 6. Общий провод — медная посеребрённая шина 6 мм кв. 7. Сигнальные, питающие и др. цепи на плате УМЗЧ — медный одножильный провод. 8. Мощные резисторы: ПЭВ, ОПЭВ, ПЭВР — с регулируемым отводом для контрольной цепи; 9. Электролиты — Epcos, Rubycon, Jamicon и т.п. 10. Галетники отечественные – керамика. 11. Выключатели, разъёмы RCA и клеммы акустики – бюджетные, а лучше — посеребрённые отечественные. Старайтесь не применять китайские «золотые» RCA разъёмы, они «сделаны из неизвестного нам полупроводника».

↑ Пути улучшения

Уже позже подумал, что в случае повторения самой схемы этого фонокорректора «вручную», не из конструктора, стоило бы «удвоить» выход, т. е. включить параллельно по два триода в третьем каскаде, уменьшив вдвое сопротивление R13, и в каждый анод включить по 100 омному резистору (R12).Тут кстати и 24v, если накальные нити включить параллельно две группы по «два последовательно» (или же все четыре последовательно, если применены 6Н2П).Все это позволило бы вдвое снизить выходное сопротивление, что упростило бы согласование с транзисторным входом (при необходимости).

Вдобавок, если снова повторю подобный БП, воспользуюсь мощными полевиками и драйверной микросхемой типа IR2153, чтобы снизить температуру за счет меньших потерь, чем на недокрытом переходе КЭ биполярного транзистора.

Защитные резисторы

Каждому радиолюбителю наверняка знаком запах горелого резистора. Это запах горящего лака, эпоксидной смолы и… денег. Между тем, дешёвый резистор может спасти ваш усилитель!

Автор при первом включении усилителя в цепях питания вместо предохранителей устанавливает низкоомные (47-100 Ом) резисторы, которые в несколько раз дешевле предохранителей. Это не раз спасало дорогие элементы усилителя от ошибок в монтаже, неправильно выставленного тока покоя (регулятор поставили на максимум вместо минимума), перепутанной полярности питания и так далее.

На фото показан усилитель, где монтажник перепутал транзисторы  TIP3055  с TIP2955.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Транзисторы в итоге не пострадали. Все закончилось хорошо, но не для резисторов, и комнату проветривать пришлось.

Электронные компоненты

В блоке питания применена фильтрация с помощью RC-цепочек. Я так же пробовал вариант с дросселями. На слух, отсутствие дросселей как-то прочищает звучание, но есть один нюанс.

Если ток, который потребляет схема, превышает 20 мА, без дросселя уже не обойтись. В нашем случае первый каскад потребляет 2 мА, а второй — 13,3 мА, итого — около 16 мА на канал.

Популярные статьи  Мини-аквариум

Еще одной особенностью является отсутствие электролитических конденсаторов (кроме С4 и С5). Но, если звучание корректора из-за этого покажется Вам чуть легковесным, зашунтируйте каждый конденсатор в питании, кроме С1 (его не нужно шунтировать), электролитическими, емкостью 100 мкФ на соответствующее напряжение от 350 В. Они небольшого размера и места много не займут.

Размер всего устройства определяется именно размерами силового трансформатора и не электролитических конденсаторов, все остальное занимает гораздо меньше места.

При монтаже винил-корректора особое внимание следует обратить на взаимное расположение элементов (трансформатор и входные разъемы как можно дальше друг от друга) и монтаж “земляных” проводов (разводка “звездой” и только один контакт с шасси недалеко от входных разъемов). Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона

В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно

Иначе, поскольку общий коэффициент усиления устройства около 3000, Вы получите неудовлетворительные результаты по уровню фона. В моем случае, несмотря на питание накалов ламп переменным напряжением, фона практически не слышно.

На резисторах R3, R7 и R8 выделяется довольно значительная мощность — около 0,5 Вт, около 1 Вт и около 1,6 Вт, соответственно. Это надо учесть при выборе резисторов. Запас по мощности здесь не повредит.

Мощность рассеяния остальных резисторов (кроме R12 в блоке питания) относительно невелика, достаточно резисторов на 0,25 Вт. Какие пути улучшения звучания уже готового корректора можно предложить?

По самым скромным прикидкам, их минимум два. Первый — перевести винил-корректор на кенотронное питание и второй — использовать еще более высококачественные радиокомпоненты

(резисторы, конденсаторы). У каждого из нас разные возможности, поэтому не буду конкретизировать этот вопрос. Но, несмотря на это, и в минималистском варианте данный корректор обеспечивает очень живое, эмоциональное и полновесное звучание, и если Вы захотите его повторить, то не будете разочарованы.

Вот, пожалуй, все основные моменты. Отдельная благодарность от меня моим друзьям — профессору А.Л. Гурскому (г. Минск) за помощь при подготовке статьи, а также красивые графики, помогающие понять работу корректора, и Александру Бокарёву (г. Ростов-на-Дону) за хорошо звучащую схему.

В. Пузанов. г. Брянск. РМ-04-17, 05-17.

Ресурсы: 1. radiolamp.ucoz.ru

Вас может заинтересовать:

  1. Предусилитель с пассивной RIAA коррекцией
  2. Экзотический корректор на 6ф5м+6с2с
  3. Ламповый корректор для винила с пассивной RIAA коррекцией
  4. Корректор для винила (RIAA) на 6ф12п
  5. Винил — корректор с пассивной RIAA — коррекцией
 

Радиолампы, использованные в статье:


6Н6П

Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.

Главное — падение напряжения

При проектировании печатных плат блоков питания и не только не надо забывать, что медь не является сверхпроводником

Особенно это важно для «земляных» (общих) проводников. Если они тонкие и образуют замкнутые контуры или длинные цепи, то в из-за протекающего тока на них получается падение напряжения и потенциал в разных точках оказывается разным

Для минимизации разности потенциалов принято общий провод (землю) разводить в виде звезды — когда к каждому потребителю идёт свой проводник. Не стоит термин «звезда» понимать буквально. На фото показан пример такой правильной разводки общего провода :

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
В ламповых усилителях сопротивление анодной нагрузки каскадов довольно высокое, порядка 4кОм и выше, а токи не очень велики, поэтому сопротивление проводников не играет существенной роли. В транзисторных усилителях сопротивления каскадов существенно ниже (нагрузка вообще имеет сопротивление 4Ом), а токи гораздо выше, чем в ламповых усилителях. Поэтому влияние проводников тут может быть весьма существенным.

Сопротивление дорожки на печатной плате в шесть раз выше, чем сопротивление отрезка медного провода такой же длинны. Диаметр взят 0,71мм, это типичный провод, который используется при монтаже ламповых усилителей.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

0.036 Ом в отличие от 0.0064 Ом! Учитывая, что токи в выходных каскадах транзисторных усилителей могут в тысячу раз превышать ток в ламповом усилителе, получаем, что падение напряжения на проводниках может быть в 6000! раз больше. Возможно, это одна из причин, почему транзисторные усилители звучат хуже ламповых. Это также объясняет, почему собранные на печатных платах ламповые усилители часто звучат хуже прототипа, собранного навесным монтажом.

Не стоит забывать закон Ома! Для снижения сопротивления печатных проводников можно использовать разные приёмы. Например, покрыть дорожку толстым слоем олова или припаять вдоль дорожки лужёную толстую проволоку. Варианты показаны на фото:

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

↑ Питание лампового фонокорректора

Только мотать самому. Для импульсного БП намотка гораздо проще. Значит, импульсник (хотя такой назвал бы высокочастотно-преобразовательным). Не так давно для других целей создавал ИБП из померкшей экономной лампы, где необходимо было втиснуть в щель дросселя пару десятков витков провода для запитки от ±5V ревербератора из старого DVD (для одной халтуры).

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Но тут понадобился запас мощности: 6 Ватт для накала и по Ватту на аноды.Накальная обмотка должна иметь запас напряжения, чтобы затем его стабилизировать в 12v (т.е. 14-16v). Две анодные — где-то по 270-300v. Под рукой оказался «силовик» от компьютерного БП. Я аккуратно разобрал сердечник, снял вторичные обмотки и половину первичной, т. к. она поверх всех. Провод был в порядке.

Как и в описаниях в различных публикациях в сети, «первичка» содержала две половины по 20 витков, значит рассчитал и с некоторым запасом намотал накальную обмотку и две анодные.Много витков не помещалось, значит будут ещё схемы анодных выпрямителей с удвоением напряжения.Накальная обмотка наматывалась сдвоенным толстым проводом.

К сожалению, я не запомнил количество витков и не сохранил записи, т. к. занимался всем этим в редкие выходные, и, как оказалось, несколько переборщил. Когда на макетке собрал выпрямители, получилось на накал 24v, чего слишком, и примерно по 430-450v анодные.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректораБлок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Заказал DC-DC преобразователь на LM2596 тоже Китае:

Пока пару недель модуль доставлялся, «кругляш» — плата начинки экономичной лампы — я нагрузил на «первичку» намотанного трансформатора. «Вторички» нагрузил резисторами 100кΩ (пару ватт каждый), а «накалку» — на гирлянду из четырех лампочек 6.3в и 100ма.Всё засветилось и замерялось, но транзисторы на «кругляше» сильно нагревались. Спустя 15-20 минут работы они отправились в мир иной. Порылся в запасах и нашел два больших, в изолированных корпусах транзистора S2000 (когда-то запасся для ремонта строчных разверток кинескопных телевизоров). На «кругляш» их уже не поставить.

Всю схему переместил на макетку с расстановкой под новые транзисторы. Заодно распаял дроссель и кондюки сетевого фильтра от компьютерного БП. На другой макетке стали трансформатор и выпрямители.

Т.к. напряжения намного выше, чем нужно, добавил два электронных дросселя на транзисторах MJE13003, выпаянных из еще одного «кругляша». Снова «повесил» временную нагрузку и включил через страховочную лампочку (через которую производились все макетные включения в сеть).Анодные напряжения отличались друг от друга на 20v и их значения показались маловатыми: 210v одно и 230v другое.На схеме звездочками обозначены R8 и R10, но в моем случае доступней для замены и подбора оказались R7 и R9. Одно я уменьшил до 560к, а вместо другого поставил подстроечник 470к последовательно с 200к. После того, как выровнял меж собой напряжения, они установились по 280v.

Транзисторы в первичной части схемы нагревались, но уже не столь катастрофично. В любом случае их ожидала установка на корпус устройства для охлаждения. Транзисторы в электронных дросселях практически не грелись. Все это безобразие установил на верхнюю часть корпуса.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Плата с трансформатором и выпрямителями не помещалась внутри, для нее был создан специальный кожух на «крыше» устройства, подальше от сигнальных цепей.Первичная часть схемы также отгорожена жестяным экраном, который соединен с винтом клеммы «земля». Все было заземлено на этот же винт около гнезд входа и выхода. Заодно требует заземления и «минус» напряжения накала и отверстия под винты, обозначенные значком «земля», если они не получают контакт на корпус через винтовые стойки (как в моем случае).

Популярные статьи  Изготовление топливных брикетов из опилок и бумаги

Кроме всего, необходимо перерезать земляной провод, ведущий на корпус со средней точки сетевого гнезда. «Землю» получаем от корпуса самого усилителя мощности дополнительным проводом, соединяющим земляные гнезда фоно-корректора и оконечного усилителя.

Дроссели Dr3, Dr4 и Dr5 на выходах БП имеют по несколько витков сдвоенного провода на ферритовом кольце К12*5*8.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректораБлок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректораБлок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Весь БП смонтирован на крышке корпуса, транзисторы VT1 и VT2 стали на боковую стенку корпуса. Все было подключено к гнездам питания на плате, в панели вставлены лампы, и замерил я напряжения на этих гнездах. На накальном я отрегулировал заранее на плате стабилизатора 12.5v — без ламп и с резистором 33 ом на клеммах накала, но на обоих анодных «клеммниках» напряжение оказалось порядка 320v.

Надо полагать, страховочная лампа брала на себя десяток-другой Вольт . Померял на анодах первых двух каскадов: 100v. То, что надо. На резисторе в катоде третьего каскада примерно столько же. Так и оставил.

Ламповые выпрямители

Согласно статистике на момент середины 70-х годов из всей производимой в СССР энергии примерно четверть требовалось преобразовать в постоянный ток. Для действия потребовались дешёвые и качественные приборы, нежели предложенные потребителям сталинскими заводами.

Уже выедены были многочисленные технические решения, но большая часть электрических схем реализовывалась на лампах: диодах, триодах и пр. На рисунке представлены застойные варианты выпрямителей, взятые из книги Мазеля К.Б. издания 1951 года. Безусловным достоинством схем признана понятность читателю. Описание однополупериодного лампового выпрямителя:

  1. Переменный ток подаётся на трансформатор с двумя вторичными обмотками, одна предназначена целиком для подогрева катода (на рисунке – справа, дуга).
  2. Стрелка с направлением тока не вводит в заблуждение: электроны движутся внутри вакуума в противоположном направлении.
  3. Цепь катода включена в заземлённый контур, чтобы замкнуть путь для выходного тока. Электроны, разогревающие активный слой, сюда не ответвляются в силу очевидных причин.
  4. На выходе стоит полосовой фильтр из индуктивности и ёмкостей, служащий для отсеивания ненужных гармоник.

Двухполупериодный действует аналогичным образом, вместо диодной лампы используется двуханодный кенотрон. В результате появляется возможность повышения КПД. Выходной ток снимается через среднюю точку, где всегда течёт в направлении, указанном на рисунке. Схема представляет аналог диодного моста.

Первый вариант схемы используется для удешевления конструкции и уменьшения габаритов. Одновременно сильнее расходуется запас батарейки. Причина – выпрямляется лишь единственный полупериод колебания входного напряжения питания. На выходе фильтра, как правило, сохраняется остаточная частота пульсаций, совпадающая с сетевой. Уже в сталинские времена схемы иногда оборудовали селеновыми или купроксными полупроводниковыми диодами. Напомним, на основе оксида меди в 1874 году Карл Фердинанд Браун открыл выпрямляющие свойства неметаллических элементов (см. Полупроводниковый диод).

Двухполупериодная схема прежде считалась распространенной для питания маломощных радиоприёмников. Частота пульсаций выходит удвоенной, зато амплитуда меньше, нежели в однополупериодной схеме при эквивалентных фильтрах гармоник. Большой минус: число витков рабочей обмотки приходится увеличивать, чтобы достичь схожего коэффициента передачи каскада. Следовательно, схема более высоковольтная.

Тотальное уничтожение фона в ламповых устройствах.

Предисловие.

Итак, Вы собрали Ваш первый ламповый усилитель (как и я), и он фонит! Ну или гудит, свистит, шепчет, пощелкивает, разговаривает… Для начала разберемся в причинах шумов.

Источники шума.

Главная причина человеческих ошибок – человеческая же глупость.

  • И самый лучший вариант, это когда ваш усилитель (или примочка) немного шумит при выкручивании гейнов и громкости на максимум. Это так называемый ламповый шум, его издают сами лампы, и ничего с этим мы поделать не сможем.
  • Гудение на частоте 50-100 герц (Ууууууууу…). Печальный вариант, вызван плохим питанием (говорила вам мама, кушай кашу), точнее плохой фильтрацией питания. Частенько проявляется у всех.
  • Свист. Еще более печальный вариант, вызван тем, что где-то у вас в схеме выход каскада (или, как часто бывает, самой примочки) соединен с входом, обычно вызван плохим стиранием флюса после пайки.
  • Просто гудение – одна из форм свиста описанного выше, но иногда бывает из-за плохой разводки земли.
  • Шепот — тихое пощелкивание, или потрескивание, непонятно из-за чего проявляется, у меня был вызван некачественными панельками под лампы, так же, не стоит забывать про собственные шумы лампы.
  • Разговор – Congratulation!!!! Вы нарвались на радио «Маяк», единственное радио от которого сложнее избавится чем поймать. Одна из моих отверток воткнутая в вход примочки успешно его ловит, причем качественно! Также его потихоньку ловит моя гитара, после того как я поставил в нее S.A.G.E. Причина ловли радио – отсутствие корпуса или неправильная разводка земли.

Важно: Если при выкручивании ручки громкости на гитаре в ноль у вас исчезает фон – ничего из написанного ниже вам не поможет, источник фона – в гитаре

Устранение фона.

Итак, начнем с гудения, возникающего от цепей питания. Если вы питаете накал ламп переменным током – можно добавить пару сопротивлений по 100 ом между каждым проводом и землей, как на рис. 1а, или использовать для этих целей потенциометр на 200 ом как на рис. 1б, при этом, вращая его нужно найти положение, при котором фон будет менее слышным.

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Более продвинутый вариант представлен на рисунке номер два (С1 берете на 60-100 вольт), но возможно, если вы будете слышать в звуке что-то не то, вам придется немного увеличить сопротивление в 1мОм, иначе лампы будут «запираться».

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Также, может понадобится фильтрация анодного питания, простые способы описаны на рисунке 3 слева – направо, сверху вниз схемы в порядке улучшения фильтрации.

Можно применить еще более сложный но лучший способ фильтрации – электронный дроссель (да, кремний в ламповом усилителе), см рисунок 4. Полевой транзистор — любой на ваш ток и напряжение (желательно с запасом).

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Следующим пунктом, кратко опишу основные методы борьбы со свистом.

Внимательно проверьте монтаж (кстати это первый пункт во всех рецептах снижения фона) а также тщательно ацетоном смойте флюс (а это второй пункт), больше ничего подсказать не могу.

При досаждающих пощелкиваниях\шипении — тщательно проверьте панельки, покачайте лампы. Если при покачивании фон пропадает – поменяйте панельку на новую. Если есть лампы в запасе — попробуйте временно поставить другие лампы для проверки.

Когда усилитель\педаль начинает ловить радио — поставьте конденсатор 10 – 100 пФ с входа устройства на землю, и заэкранируйте свою примочку.

И от себя добавлю несколько советов по разводке земли – она должна, даже обязана, вестись к каждой схеме отдельно. Никаких общих шин и петель, только разводка из одной точки звездой. На самой схеме может быть разведена маленькая звезда, но также из одной токи, в которую вы будете конец луча большой звезды. Середина глобальной звезды подключается к корпусу в какой-то одной точке, поэкспериментируйте – найдете точку в которой фон сходит на нет.

Удачи, счастья, любви (в лампо-строении, в разводке земли, к лампам)!

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора
Бесконтактный индикатор напряжения