Игрушки из глины

Содержание

Дымковские фигурки: русские народные игрушки из глины

В той самой местности, где сейчас стоит себе город Киров, в заречной слободе, с довольно таки странным названием Дымково, появились однажды чудо-мастерицы, которые стал из глины делать поразительные фигурки животных и людей, которые по сути своей были свистульками. Историки связывают появлением такого промысла с весенним праздником свистуньи, потому изготовлением этих игрушек занимались преимущественно женщины.

Подобные дымковские игрушки делали в виде самых разнообразных животных, людей и сказочных существ. К примеру, они могли повторять образы расписных птиц, с пестрыми перьями, медведей, козликов и лошадок, девушек и парней, леших и русалок, которые, как известно, в нашем фольклоре были боле похожими на птичек и жили на деревьях и так далее.

Это интересно

Основной особенностью дымковских игрушек можно назвать их особенную, неповторимую статичность. Все фигурки будто неожиданно замерли, да так и остались недвижимыми. Детям нравиться яркость и живость росписи, забавные образы и занимательные сюжеты.

Некоторые рецепты и технологии приготовления аналога полимерной глины

Дозировка всех компонентов из расчета на стакан крахмала.

Клей + крахмал кукурузный

Вариант 1

Особенности пластической массы:

  • После отвердевания поделки не покрываются трещинами.
  • Работать с такой полимерной глиной несколько сложнее, чем с магазинной продукцией, так как она более липкая. Но это если использовать сразу же. Достаточно выждать неделю, и этот недостаток нивелируется.
  • Время просыхания вылепленного образца – порядка получаса (при комнатной температуре).

Порядок изготовления:

  • Составляется смесь на основе клея, в который заливается теплая вода (4 к 1) и тщательно перемешивается.
  • Емкость ставится на открытый огонь (эл/плиту) и кипятится в течение 2-х минут. Необходимо следить, чтобы разогрев происходил равномерно по всему объему, не образовывались комки и пузыри. Следовательно, перемешивание производится постоянно. Через указанное время посуда с огня снимается.
  • В нее добавляется разведенный водой (1 к 1\4) кукурузный крахмал. При необходимости – пигмент.
  • После перемешивания и получения однородной (и однотонной) структуры полимерной глины посуда накрывается до полного остывания «теста».
  • Далее – качественный замес. Чтобы глина не слишком липла к поверхности, ее стоит немного присыпать тем же кукурузным крахмалом. И периодически его добавлять. В этом случае готовый продукт получиться как пластилин – достаточно эластичным (это заслуга содержащегося в крахмале глюкена) и не особенно прилипающим к рукам.

Все, полимерную глину можно использовать по назначению.

https://youtube.com/watch?v=5bUpbfsJQzQ

Вариант 2

Эта модификация полимерной глины характеризуется повышенной степенью усушки, примерно на ⅓ от первоначальной массы. Соответственно, мастеря какую-нибудь вещицу, нужно учитывать, что ее изначальная геометрия должна быть больше требуемой (если размер строго задан).

Порядок изготовления:

  • Исходная масса готовится смешением клея и крахмала кукурузного. Соотношение компонентов – ¾ к 1.
  • После тщательного перемешивания в полученную однородную субстанцию добавляется лимонный сок и масло минеральное (моторное). Главное, чтобы оно не было густым. Дозировку определить несложно, если ориентироваться на такую пропорцию: на большой стакан крахмала достаточно столовых ложек – масла (2) и сока (1). Снова перемешивание всей массы.
  • На этом же этапе приготовления вводится красящее вещество, которое в конечном итоге и определяет цвет полимерной глины.
  • После того, как все комки растворились и оттенок «теста» стал однотонным, посуда ставится на огонь. Предварительное изготовление глины своими руками заканчивается в тот момент, когда в процессе замеса в кастрюльке образуется что-то наподобие картофельного пюре.
  • Полученная масса выгружается на ровную твердую основу. Чтобы она не липла, достаточно в нее добавить еще небольшое количество масла.
  • Процесс замеса такой же, как и для традиционного дрожжевого теста. Разница лишь в температуре глины. Чтобы не обжечь руки и не испытывать дискомфорта, рекомендуется надеть перчатки. Лучше прорезиненные, так как на матерчатые приготовляемая масса станет интенсивно налипать. Сколько на это понадобится времени, сказать сложно, не зная объема, но ориентироваться следует на структуру полимерной глины. У готового продукта она однообразная, без вкраплений и тем более комков.

Техники лепки

Что лепить из глины? Вариантов очень много. Украшение и декор, магниты и милые сувениры. Для создания одних нужен определенный опыт, а с чем-то справится ребенок:

  1. Скульптурная лепка. Первое, чему нужно научиться – катать шарики и колбаски. Для создания скульптуры (фигурки) поэтапно изготавливают отдельные детали, начиная с самой крупной, например туловища. Затем, части соединяют между собой.
  2. Рельефная лепка. Основу раскатывают в тонкий пласт, толщиной не менее 0,8 см. Это может быть геометрическая или вырезанная по трафарету фигура.

Далее основу украшают разными способами:

  1. Рисунок наносят с помощью зубочистки или стека.
  2. На основу накладывают заготовки: жгутики, полоски, фигурки, вырезанные с помощью формочек.
  3. Выбирание глины. На основу, толщиной более 3 см, наносят рисунок. Излишки глины снимают по краям, чтобы рисунок получился выпуклым.

На стадии формования готовые основы заполняют глиной. После застывания заготовки украшают или соединяют между собой.

Освоив эти простые техники, можно пробовать более сложные: акварельную, филигрань или мика-шифт.

Говоря о натуральной глине, стоит упомянуть ещё несколько техник:

  • Ручная лепка. Самый простой способ изготовления сосудов, чашек, тарелок.
  • Жгутовая техника. Жгуты (колбасок) одной толщины, но разной длины складывают друг на друга, по принципу пирамиды, придавая нужную форму. Стыки скрепляются жидкой глиной. Техника подходит для создания посуды, фигур и даже скульптур. Если нет гончарного круга, из жгутов можно создать сосуд любого размера.
  • Гончарный круг. Обучится этой техники самостоятельно проблематично, но посетив курсы, можно начать создавать красивые керамические изделия.

Последовательность работ по изготовлению мишки

Инструкция по изготовлению:

  1. Для получения фигурки серого оттенка следует смешать и размять глину черного и белого цветов.
  2. Изготовить проволочный каркас нужных размеров.
  3. Из смятой фольги сделать заготовку статуэтки, поскольку стенки глиняной поделки не должны быть толще 1 см для качественного спекания.
  4. Размять глину для придания ей пластичности. Для большей мягкости необходимо добавить в глину небольшое количество вазелина.
  5. Для устранения неровностей в ходе работы глину смачивают водой и используют влажные салфетки.
  6. Формирование ушей производится при помощи вдавливания бусин или иглой.
  7. Затем изготавливаются конечности и другие детали статуэтки.
  8. На поверхности заготовки иглой рисуется шерсть.
  9. Лепку головы зверя завершают, когда глина начнет затвердевать. После этого производят высушивание заготовки.
  10. Напоследок закрепляют бусины, изображающие глаза, и раскрашивают нос. К поверхности фигурки иногда крепятся стилизованные заплаты для придания схожести с ветхой игрушкой.

Запекание мишки

По окончании отделки заготовку следует выдержать в духовке в течение времени и при температуре, указанных производителем глины. После остывания фигурку покрывают слоем лака.

Какая глина используется

Для создания поделок допустимо использовать несколько видов глины. Каждый из них обладает определенными преимуществами и может быть использован для создания поделки любого уровня сложности.

Полимерная или пластика

Этот вариант удобнее для изготовления мелких деталей, игрушек и бижутерии. В составе полимерной глины находится поливинилхлорид и пластификаторы для придания массе мягкости и устойчивости к перепадам температур. Материал делится на 2 вида:

  • Глина самозатвердевающая
  • Запекаемая пластика с мягкой и твердой консистенцией.
Популярные статьи  Трактор Самоделкина из старой швейной машинки своими руками

Лёгкая и тяжелая пластика

Легкая пластика быстро высыхает, но имеет очень большую усадку после сушки. Тяжёлая пластика имеет отличную устойчивость к воде.

Холодный фарфор

Эта масса готовится без обжига, хорошо раскатывается, не липнет к рукам. Но готовые изделия из него лучше покрывать лаками для защиты от воды или высыхания.

В материал добавляются пигменты различного цвета, слюда для создания перламутрового или металлического оттенка и т.д.

Гончарная или природная глина

Часто используется для лепки, ей присущи родные оттенки: голубой, зелёный, белый, жёлтый, красный. Больше в чести у мастеров глина красного и белого цвета. Покупается в магазине в готовом виде или добывается самостоятельно.

Во втором случае её требуется промывать, чтобы избавиться от примесей.

Глина хорошенько вымешивается, отбивается руками для удаления воздуха, устранения пустот в массе. Для работы используется лопатка, ножик, губка.

После изготовления изделие протирается влажной губкой или кистью, чтобы сгладить все неровности и не допустить растрескивание материала после высыхания.

Природная глина требует добавления ярких красок, поэтому к ней применяется несколько видов декора:

  • Глазурь
  • Акриловые краски
  • Цветная глина

Игрушки из глины своими руками

  • глиной;
  • водой;
  • губкой;
  • зубочисткой;
  • гуашью;
  • ножом;
  • наждачной бумагой;
  • белой гуашью;
  • краской;
  • лаком.
  1. Если вы купили глину в порошке, разведите ее водой по инструкции. Продается и масса для лепки в вакуумной упаковке. Если вы добыли глину сами, выкопав ее, залейте водой. Когда ненужные примеси, корни растений, камушки осядут на дно, процедите раствор через дуршлаг или сито и оставьте массу на день на солнце, чтобы немного подсохла.
  2. Добавьте в глину немного воды, замесите «тесто», оно не должно липнуть к рукам.
  3. В миску налейте воду, чтобы смачивать руки при работе и заделывать образующиеся трещины.
  4. Оторвите кусок глины, помесите его в руках, на смоченной водой рабочей поверхности скатайте в шар.
  5. Для такой игрушки из глины щупальца можно сделать двумя способами. Для первого вам нужно скатать 12–16 колбасок, заостренные с одного конца. Другой стороной прикрепите их к туловищу, используя воду. При втором методе нужно вытянуть нижнюю часть шара, разрезать ее пластмассовым ножом на щупальца, придать им овальную форму.
  6. Смочите губку в воде, смочите поверхность игрушки из глины, разглаживая неровности, трещины.
  7. Дайте заготовке высохнуть в течение суток, затем пройдитесь по поверхности мелкой наждачной бумагой.
  8. Мало у кого есть специальная печь для обжига, поэтому придайте игрушке прочность в домашних условиях. Завернув в полиэтиленовый пакет с отверстиями, положите на горячую батарею.
  9. Покройте игрушку первым слоем белой гуаши, дайте ей высохнуть, нанесите второй. После того как и он подсохнет, покройте желтой или другой краской.
  10. Черты лица и другие мелкие детали можно вылепить одновременно с тем, как вы будете делать саму игрушку или создать их отдельно и прикрепить клеем для керамики на данном, заключительном этапе.

Чтобы придать крепость изделию, можно завернуть глиняную заготовку в фольгу и положить в костер. Но огонь не должен быть большим, чтобы поделка не треснула.

  • глина;
  • пластмассовый нож;
  • доска для лепки;
  • вода;
  • гуашь;
  • ПВА;
  • акриловые краски;
  • мягкая тряпочка, чтобы вытирать руки.

Чтобы пластичная масса не прилипала к доске, положите сюда лист бумаги. Соединяйте детали жидкой глиной, которая называется шликером.

  • глину;
  • стеки, палочки;
  • воду;
  • губку;
  • акриловые краски.
  1. Возьмите кусочек глины, скатайте из него шар. Поставьте большой палец внутрь, расплющите заготовку, чтобы получилась тарелка с широкими краями.
  2. Не убирая ее с пальца, обверните вокруг него. Затем снимите с него и соедините края, чтобы осталось внутреннее отверстие.
  3. Смочите пальцы в воде, загладьте ими наружную поверхность игрушки.
  4. В хвосте прорежьте ножом отверстие. Вставьте в него палочку, обложите ее заплаткой из глины.
  5. На этом этапе нужно проверить игрушку, посвистев в проделанное отверстие. Высоту нот можно регулировать, делая его большего или меньшего размера. Чтобы иметь возможность выдувать различные ноты, извлекая музыку, проделайте с боков по небольшой сквозной дырочке.
  6. Переходим к более мелким деталям. Вылепите глаза, клюв, гребень, лапки. Стеком нанесите рисунок на крыльях.
  7. Смочите губку в воде, отожмите, пройдитесь ею по поверхности игрушки, чтобы сгладить шероховатости и неровности.
  8. Пусть свистулька подсохнет в течение 4 часов, после этого ее ставят для обжига в печь, где она будет находиться 8 часов при 800°.

В чем заключается индивидуальность поделок из глины?

Рассматривая все работы ранних и современных мастеров, в том числе и зарубежных, можно увидеть обильное разнообразие свистковых поделок. Это зависит от многих факторов, в том числе и от пичужки – инструмента для прокалывания отверстия в игрушке. По длине все инструменты практически одинаковы — от 80 мм до 100 мм. Однако сечение может быть весьма разнообразным – круглым, овальным или прямоугольным.

Пичужка каждого мастера — это его личный инструмент, изготовленный им самим, поэтому техника у всех разная, и результат, соответственно, отличается от других. Тем не менее известны способы изготовления свистулек абсолютно без каких-либо приспособлений, где в ход идут только руки.

Почти живые одуванчики

Для того, чтобы наша работа была непрерывна и приятна, заранее приготовим следующие материалы и инструменты:

  • полимерная глина (желтая и зеленая);
  • лезвие;
  • бумажные полоски;
  • ролик для раскатывания;
  • зубочистка;
  • тальк или мука;
  • маникюрные ножницы.

Раскатайте очень тонко пластинку желтой глины и нарежьте ее на полоски шириной 2.5 (2 штуки), 3 и 3.5 см.
Сложите вдоль пополам бумажные отрезки и вложите в них желтые полоски. Посыпьте оставшийся без бумаги пластик тальком, чтобы он перестал прилипать.
Нарежьте полоски глины ножницами до самого края бумаги.
Сделайте такую бахрому на всех четырех желтых полосках и одной зеленой.
Возьмите зубочистку и накрутите на нее все полоски по очереди, начиная с самой узкой и заканчивая зеленой.
Аккуратно срежьте с изделия зубочистку и расправьте лепестки. Вставьте стебель и прикрепите листья. Их можно сделать, используя молды.

Игрушки из глины

История происхождения глиняных игрушек

На территории нашей страны археологами были найдены наиболее древние глиняные игрушки, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Они представляли собой погремушки, различную посуду и маленькие глиняные подобия орудия труда. При раскопках (Москва, Рязань) были найдены игрушки и более позднего происхождения. Они носили культовое значение и были изготовлены в виде фигурок людей, птиц, коней. Создавались эти игрушки посредством лепки из глины и последующего обжига в печи. Иногда их украшали росписью и покрывали глазурью.

История глиняной игрушки стремительно развивалась. Ее производство в 17-18 вв. быстро нарастало. Фигурки стали изготавливаться специально для продажи на весенних ярмарках. Глина – пластичный и мягкий материал. Она была пригодна не только для формирования посуды. Из нее лепили всевозможные игрушки-свистульки, образы людей, птиц, зверей, грематушки (погремушки) и многое другое. Каждый мастер обладал своим стилем и манерой лепки и украшения изделия. При Алексее Михайловиче в качестве сувениров и подарков такие вещицы охотно стал закупать царский двор.

В то время глиняные игрушки лепили все, от мала до велика. Занимались этим по большей части в осенне-зимний сезон, когда времени, свободного от сельских забот, было предостаточно. И по сей день народная игрушка из глины не теряет своей актуальности. Созданная во всевозможных вариациях формы и цвета, она обладает волшебным умением привносить в дом уют, тепло и хорошее настроение.

Техники лепки из глины

Техник лепки существует достаточно много, овладеть ими не составит особого труда. Нужно найти в интернете самые применяемые способы и внимательно их изучить.

«Плавный переход»

Из раскатанных кусочков глины вырезаются треугольные элементы и соединяются в прямоугольное полотно, которое делится на одинаковые части. Каждая разминается до получения однотонного оттенка.

Если теперь выложить все кусочки глины подряд, то будет наблюдаться плавный переход от светлого оттенка к тёмному цвету. Можно из них скатать бусинки и сделать оригинальное украшение или использовать в другой бижутерии.

Популярные статьи  Самолет-идея под названием «ТАНЗУКИ»

Техника «трости»

Берётся несколько кусочков глины разного цвета и каждый раскатывается, потом все пластины складываются стопкой. Сворачиваются в рулон и аккуратно нарезаются. На срезе будет видна вся цветочная палитра.

Если использовать экструдер для получения тонких нитей для плетения, то можно сделать красивые поделки из глины на пасху — изящные корзиночки под крашеные яйца или выпечку. Понадобится фольга для создания формы корзинки и пластика 2-3-х цветов.

«Соляная»

Техника очень простая, доступная для новичков и нужна для создания пор на поверхности изделия. Заготовка обваливается в крупной соли, запекается. Потом помещается в горячую воду для растворения соли.

«Акварельная»

Раскатываются несколько пластин глины, укладывается друг на друга и снова раскатываются. Готовая масса рвётся на кусочки и выкладывается на другое раскатанное полотно в виде мозаики

«Калейдоскоп»

В ней используется тот же приём, что и в «трости», только подбирается больше разных расцветок и укладываются в рулон в разных количествах, чтобы на срезе появились тонкие, толстые линии, переплетения и узоры.

Мастера любят смешивать разные техники для своих творений. Сами придумывают головокружительные идеи поделок из полимерной глины, создавая настоящие произведения искусства.

Про декор изделий из глины

Людям творческим, всегда интересно работать над лепкой фигурки. Особенно когда наступает время декорировать свой шедевр.

Игрушки из глины

Окрашивание

Для окраски глины лучше использовать акриловые краски. Они не требуют дополнительной обработки после высыхания. Закреплять их на поверхности изделия не нужно.

Прекрасно подходит для обработки готового изделия специальный акриловый лак. Он наносится при помощи распылителя.

Молочение

Примечательно, что технику молочного обжига использовали только славянские народы. На других континентах ее не применяли. Такой способ имел не только эстетический, но и практический эффект. Молоко способно запечатывать имеющиеся мельчайшие пустоты, покрывая поверхность плотной пленкой.

  1. 1. Оконченную работу из глины хорошо высушивают. Это делают для того, чтобы она не трескалась.
  1. 2. Изделие полностью погружают в молоко.
  1. 3. Выдерживают от 2 до 10 минут. Передерживать нельзя.
  1. 4. Обжигают в муфельной печи. Температура должна быть 300-400˚C.

Если добавить в молоко небольшое количество сахара, после обжига глина приобретает красивый красноватый оттенок.

Некоторые мастера используют для техники молочного обжига обычную духовку, разогревая ее до максимальной температуры.

Игрушки из глины

Дымление или чернение использовали еще наши предки, чтобы придать глиняным поделкам водонепроницаемое свойство и необычный темно-серый металлический цвет. Не имея достаточного опыта, этот процесс воспроизвести сложно. Те, кто занимается лепкой из глины профессионально, используют разнообразные методики чернения.

Уже обожженное изделие извлекают специальными щипцами из печи и укладывают в металлический ящик, заполненный сухими опилками. Сверху насыпают еще один слой опилок и закрывают металлической крышкой. Выдерживают в течение нескольких часов. Нужно учитывать, что изделие может треснуть из-за резкого перепада температуры.

Техника протирки

Эта техника довольно проста. Уже готовое, обожженное изделие протирают губкой, смоченной в гуаши темно-коричневого цвета. Краска остается на месте стыков, в углах изделия и придает ему особый шарм.

Метод протирки и дымления не подходит для декорирования тех изделий, которые были изготовлены, чтобы использовать их как посуду.

Веселая дымка. Технология приготовления глины

Наталья Павловна Веселая дымка. Технология приготовления глины

Управление образования Администрации Гурьевского района

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок» г. Гурьевска»

Веселая дымка

Технология приготовления глины

Технология приготовления глины.

Глина-это ценный экологически чистый и полезный материал, он не прост в работе, и поэтому сама технология её приготовление и лепка игрушек имеет особенные секреты.

Не каждая глина пригодна для работы с детьми. Для лепки используется красная или серая глина, взятая с берегов рек или оврагов, т. к. она более податлива и пластична.

Заготовка глины не представляет сложности, заготавливают её весной или летом.

Для продолжительного хранения её помещают в нержавеющей ёмкости под плотной тканью или полиэтиленовой плёнкой.

Накопанную глинунужно очистить от примесей и загрязнений: корней, камешек. Большие куски глины разбить молотком. Глину залить тёплой кипячёной водой в пластмассовой посуде в соотношении 1:1, хорошо размешать, довести до консистенции глиняного молока, процедить через сито, марлю или сетку. Через день сливается отстоявшаяся вода. И так повторяется до тех пор пока вода не прекратит выступать на глине и она станет вязкая. Затем глину переложить на противень, когда масса будет походить на густое тесто, размять её руками и уложить в полиэтиленовый пакет или пластмассовое ведро. Глину часто считают грязной. Это чистый и полезный для здоровья материал, но при условии, если глина правильно заготовлена и «созрела».

Глина бродит и созревает до нужного состояния в тёплом месте. Время от времени её необходимо сбрызгивать кипячёной водой, оставив отверстие, чтобы глина «дышала». Чем больше настаивается глина, тем лучше.

Прежде чем начать работать, нужно поверить готовность глины к лепке известным способом — скатать шарик и сплюснуть его ладонями. Если глина не прилипает и не трескается значит можно использовать. Если глина сильно жирная, прилипает к рукам нужно добавить мелкий речной песок. Если глина сухая, не пластичная можно добавить глицерин. Не нужно смазывать глину растительным маслом, потому что жир становится средой для вредных микроорганизмов и меняет структуру глины. Чтобы изделия из глины были прочными, необходимо добавить в глиняную массу клей ПВА (на 1кг глины 1-2 столовые ложки клея).

Воспитание любви к прекрасному, осуществляется в процессе ознакомления детей с различными видами искусства.

С каждым годом возрастает потребность человека в общении с неповторимыми, уникальными произведениями народного творчества.

Народное декоративно-прикладное искусства широко вошло в быт образовательных учреждений: детских садов, школ.

Вписалось в интерьеры помещений, стало любимым подарком, сувениром гостей выставок и экспонатов.

Нас до школьных работников и наших воспитанников всегда привлекают забавные игрушки, сделанные руками народных умельцев.

Искусство глиняной игрушки признаётся одним из самых древним, самобытным, художественным промыслом.

Глиняные игрушки из села Дымково-богатый источник для художественного развития дошкольников. Они достаточно просты, доступны для детского понимания, очень яркие, своеобразные и выразительные. Они создают мир весёлого праздника, радуют глаз, поднимают настроение.

Работая над глиняной игрушкой дети знакомятся с свойствами глины, познают весь процесс её изготовления, учатся приёмам лепки, декорирования.

У них развивается художественный вкус, чувство цвета, композиции, желания создавать своими руками красоту и дарить её с любовью близким.

Источник

Глина для домашней лепки

Выбрать какую-то одну универсальную глину для домашней лепки невозможно, ведь каждый мастер отдает предпочтение разным видам материалов. На его выбор влияет качество глины, ее цена и назначение (для начинающих и мастеров).

Обязательно обращают внимание на дату изготовления и герметичность тары. Свежая пластика слишком липкая и податливая, а старая — крошится и требует применение размягчителя.
Самой популярной основой для глиняного творчества, особенно для начинающих мастеров, считается полимерная глина

Она вязкая, твердая, упругая, пластичная и прочная. На рынке пластика представлена такими марками, как FIMO, SCULPEY, PREMO, PARDO, отечественным брендом Соннет и польским —  Пластишка. Конечно, для начинающих лучше взять дорогую пластику, чтобы не пропала охота и дальнейшее желание творить.Тяжелую самоотвердевающую глину чаще всего используют для больших сувениров и декоративной посуды. Такие предметы можно шлифовать и окрашивать.
Из легкой зефирной массы в основном выполняют искусственные цветы, а вот для бижутерии материал вообще не пригоден. Ее основной компонент (целлюлоза) боится влаги.
Работа с термопластикой требует наличия духовки или электропечи. Испарение пластификаторов происходит при температуре 110-130˚С. Продолжительность запекания зависит от толщины изделия.

Самодельная пластика

В целях экономии сырье можно приготовить самостоятельно, но это очень трудоемкий процесс. Домашняя полимерная глина не содержит примесей пластмасс, поэтому более натуральная и безопасная.

Вариант №1

Для пластики потребуется:

  • 200 г кукурузного крахмала,
  • 1 ст.л. вазелинового масла,
  • 200 г клея ПВА,
  • 2 ст. л. вазелина (крема).
Популярные статьи  Мастерим дома: вязаное платье для девочки по схеме

В жидко-маслянистый состав постепенно подмешивают крахмал, пока масса не станет пригодной для творчества. Затем ее разделяют на несколько кусочков и с помощью акварели придают им разные оттенки. Плотность глины регулируют добавлением крема.

Вариант №2

  • 100 г клея ПВА,
  • 100 г картофельного крахмала,
  • 1 ч.л. вазелина/крема для рук,
  • 2 ч. л. детского масла.

Следующий состав готовят на водяной бане. Его варят до образования комочков. Затем снимают с огня, вымешивают несколько минут и оставляют для затвердевания. Через 12 часов глина полностью готова для лепки.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

Игрушки из глины

Народная глиняная игрушка: различия по происхождению и методу изготовления

Игрушки могут различаться по составу глины, взятой для поделки, и по манере лепки, свойственной тому или иному виду изделий. Лучше всего лепятся образы из жирной глины. В основном она используется для изготовления филимоновских игрушек. Каждому изделию свойственны определенные формы и цветовая гамма, которые зависят от вида глины, найденной в определенной местности, и ее пластичных свойств.

Глиняные игрушки, изготавливаемые ранее, представляют собой особую отрасль гончарного ремесла, сохранившуюся и по сей день. Выразительность и простота — главные критерии лепки этих изделий народными мастерами.

Большой известностью пользуются российские керамические игрушки: абашевские, каргопольские, дымовские, филимоновские и др. Это ремесло получило свое распространение по многим странам мира.

Птица счастья

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». В середине XX века искусство изготовления этой игрушки было практически утрачено. Возрождать ремесло принялся мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище Лешуконского района Архангельской области. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Птица счастья

Знаменитый исследователь-этнограф С.В. Максимов сообщает, что в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была обязательным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники:

М.М. Пришвин в своем рассказе «По Маймаксе» упоминает птицу, описывая старика-помора:

Из приведенной цитаты следует, что такого голубя олицетворяли со Святым Духом. Но и это не народные символы, поскольку и в Евангелии голубь олицетворяет Святого Духа. В 1920-е годы XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» упоминает птицу:

Птица счастья

Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Противоположные концы одного брусочка тонко нарезаются вдоль. Самые кончики вырезают фигурно. На втором бруске с одного конца вырезается голова птички, с другого — продольные разрезы для хвоста. В середине каждого из двух брусков делаются вырезы для последующего соединения. Соединяются они так, что образуется крест. Концы щепок особым образом расщепляют, наподобие веера. В итоге получаются крылья и хвост. Щепные перья иногда скрепляют нитями. 

Птица счастья

Делается птица обычно из карельской сосны, ели, пихты или сибирского кедра. Изначально изделие светлое, но со временем древесина приобретает золотистый оттенок. В старину на Руси голубков не было принято раскрашивать. В наши дни популярными стали в том числе и раскрашенные птички.

Что понадобится для лепки

Многих интересует, как лепить из глины и какие изделия может сделать даже неопытный «мастер».

В следующем видео рассказывается о инструментах для глины, с чего начать начинающим.

Однако прежде чем начинать работу, нужно обзавестись подручными материалами для лепки. К ним относятся следующие предметы.

  1. 1. Металлическая струна. Ею удобно отделять небольшие куски от общего массива. Страна не должна быть слишком тонкой, так как во время работы ею легко будет поранить руку.
  1. 2. Специальный нож. Им легко отделять небольшие кусочки глины. Можно использовать старый кухонный нож, не очень острый и достаточно широкий.
  1. 3. Плоские дощечки из дерева. Нужно приготовить заранее деревянные доски разного калибра, которые будут использоваться для раскатки кусочков глины.
  1. 4. Деревянная скалка. Ею удобно раскатывать подготовленный кусок материала.
  1. 5. Набор стеков для лепки. Их можно приобрести в специализированном магазине.

Также может пригодиться коробочка с самыми различными мелкими предметами. Ее нужно наполнить разнообразным «хламом», который обычно выбрасывают׃

  • кусочком грубой ткани с рельефным рисунком;
  • колпачками от ручек или фломастеров;
  • кнопками;
  • скрепками;
  • зубочистками;
  • пустыми старыми стержнями от шариковых ручек;
  • крышечки от детского крема или газированной воды и т.д.

Все эти привычные и даже уже не нужные вещи, способны оставить при вдавливании ни глине именно тот отпечаток, который поможет придать законченный вид мастерски выполненному творению. Творческий процесс подразумевает не только ловкость рук и сноровку, но и креативное мышление, помноженное на фантазию.

Обжиг глиняных изделий

Главное условие, чтобы изделия из глины долго сохранялись – их нужно обжигать. Глина превратится в керамику только при температуре 850-900˚C. Чтобы изделие в печи не взорвалось его необходимо хорошо просушить, чтоб оно не было влажным.

Игрушки из глины

Кустарный обжиг

Те, кто любит эксперименты могут попробовать обжечь свои изделия в костре. Так как температура в нем поднимется только до 750˚C, поделки придется держать в костре долго, постоянно поддерживая в нем жар.

Выкапывают неглубокую яму, в которую укладывают изделия, сверху разводят костер. Впрочем, желающих прибегнуть к такому способу обжига найдется не много, так как огонь должен поддерживаться в течение нескольких часов. Проверяется качество обожженного изделия по звуку, который издается при постукивании. Если он звонкий – обжиг был успешным.

Покраска и декорирование поделок из глины

После высыхания изделия, наступает ещё один очень творческий процесс — покраска и декорирование.

Натуральная глина после обжига менее яркая, чем полимерная, которая изначально разнообразна цветами и оттенками. Но окрашивать можно обе. Здесь все зависит от фантазии и идеи мастера.

Лучше всего подходят акриловые и масляные краски.

Для первых работ подойдет краска без обжига. Однако её не стоит использовать для росписи посуды. Если же нужно раскрасить тарелку или кружку, лучше взять краски, которые закрепляются при обжиге в духовке.

Нужно ли грунтовать изделие перед покраской? Если это акрил, то всё зависит эффекта, который вам нужен. Хотите более спокойный тон – не грунтуйте, нужны яркие и сочные цвета – загрунтуйте.

С маслом сложнее. Оно проникает в пористую структуру, поэтому грунтовка или покрытие глазурью необходимо.

Это 2 самых распространённых видов краски. Хотите поэкспериментировать? Берите аэрозоль, сухую мягкую пастель, пудру, специальные чернила для керамики.

Чтобы сохранить яркость и рисунок после высыхания красок, изделие нужно покрыть специальным лаком.

Для дополнительного декорирования подойдут ленты, бусины, блестки.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Игрушки из глины
Способы плетения кошелька из резинок