Механический толщиномер своими руками проще простого

Виды автомобильных толщиномеров

В продаже можно найти сотни толщиномеров от различных производителей и в самой разной категории цен. Некоторые дешевые модели приборов не могут похвастаться хорошим качеством изготовления и точностью измерений, а в слишком дорогих толщиномерах, зачастую, имеется масса «лишних» для рядового пользователя функций, которые могут потребоваться профессионалам. Всего же толщиномеры можно разделить на 4 основных вида, в зависимости от принципов, которые заложены в основу измерений:

  • Электромагнитные толщиномеры. Они измеряют толщину лакокрасочного покрытия автомобиля, используя при работе закон электромагнитной индукции. Кузов автомобиля при измерении представляет собой замкнутый контур, и чем меньше расстояние от него до прибора, тем тоньше слой краски (или краски на шпаклевке). Электромагнитные толщиномеры могут похвастаться отличной точностью измерений, но они подойдут только для измерения толщины покрытия на железосодержащей детали. Если необходимо измерить количество нанесенной краски на пластмассу или цветные металлы, сделать это с помощью электромагнитного прибора не получится.
  • Вихретоковые толщиномеры. Данные виды приборов для диагностики способны работать с большим количеством материалов, нежели электромагнитные варианты. Но у них имеется один нюанс – наиболее точно вихретоковые толщиномеры замеряют толщину лакокрасочного покрытия на деталях с высокой токопроводимостью. То есть, они способны практически без погрешностей определять толщину нанесенной краски на алюминиевую или медную деталь, но при работе с железом результаты будут значительно хуже.
  • Магнитные толщиномеры. Самые простые и дешевые толщиномеры выполняются именно магнитными. Их принцип работы очень простой – в приборе установлен магнит и ряд датчиков. Когда он подносится к корпусу автомобиля или любой другой металлической детали, начинается притяжение магнита. В зависимости от того, насколько сильно магнит притягивается к металлической детали, прибор определяет толщину лакокрасочного покрытия. Погрешности измерений подобных толщиномеров значительно выше, чем любых других.
  • Ультразвуковые толщиномеры. Наиболее профессиональные толщиномеры выполняются именно ультразвуковыми. Они способны работать с любыми материалами, измеряя максимально точно толщину краски. Профессионалы отдают предпочтение именно ультразвуковым приборам, поскольку они позволяют измерить толщину лакокрасочного покрытия не только на элементах кузова, но и на декоративных пластиковых вставках, бамперах и других деталях.

Учитывая немалую стоимость качественных толщиномеров, покупатели поддержанных автомобилей довольно редко приобретают подобное диагностическое оборудование. Данное решение нельзя назвать верным, и перед тем, как покупать машину «с рук», обязательно следует нанять специалиста, который сможет осмотреть автомобиль, или, как минимум, обзавестись толщиномером.

Принцип работы толщиномеров ЛКП

В настоящее время, в основном, применяются ультразвуковые толщиномеры. Их принцип действия основан на конечной скорости звуковой (точнее, ультразвуковой) волны в лакокрасочном покрытии. В разрезе любая окрашенная кузовная деталь автомобиля представляет сэндвич, состоящий из лакового покрытия, слоя автомобильной краски, грунтовки, шпатлевки (если производились ремонтные работы) и металла.

Схема ультразвукового толщинолмера включает следующие узлы:

генератор ультразвуковых импульсов определенной скважности; излучатель ультразвуковой; приемник отраженного сигнала; устройство сравнения времени запаздывания ультразвукового сигнала; цифровой преобразователь сигналов; ЖК-индикатор толщины покрытия. Несмотря на большое количество блоков, электронные компоненты часто объединяются в единой микросхеме за исключением излучателя-приемника и индикатора

Устройство питается от автономного источника

Несмотря на большое количество блоков, электронные компоненты часто объединяются в единой микросхеме за исключением излучателя-приемника и индикатора. Устройство питается от автономного источника.

Работа устройства заключается в следующем. Импульсы, которые излучаются в направлении кузовной детали, проходят сквозь лакокрасочное покрытие, отражаются от несущего металла, вновь проходят через ЛКП и регистрируются ультразвуковым приемником. Отраженный сигнал имеет время запаздывания, пропорциональное двойной толщине покрытия.

Временная задержка пересчитывается в толщину в микрометрах и отображается на цифровом индикаторе.

Также широко используются магнитные толщиномеры. Принцип их действия основывается на использовании магнитных свойств металлических частей кузова. В толщиномере устанавливался магнитик на подвеске. Момент отрыва его от поверхности кузова зависит от толщины ЛКП. Такие приборы просты в обслуживании, но имеют большую погрешность.

Принцип работы электромагнитных толщиномеров основан на явлении электромагнитной индукции. Самоиндукция катушки зависит от расстояния до магнитомягкого металла, которым является кузов автомобиля. Такие приборы имеют большую погрешность, так как магнитные свойства металла, из которого изготовлены кузовные детали авто, имеют большую разбежку.

Приблизительно такой же принцип действия имеют вихретоковые измерители толщины ЛКП. Для их применения необходимо точно знать состав материала.

Есть еще механические толщиномеры, но их, в основном, применяют в процессе производства для контроля еще не отвердевшего покрытия. Для контроля толщины отвердевшего покрытия с их помощью краску необходимо разрушить.

Можно ли отличить от заводского окраса и как это сделать

На самом деле хороший специалист даже, если и не скажет, что «тачка перекрашена», то сомнения у него появятся и делать покупку он отговорит. Но это относится только к профессионалам, которые на проверке автомобилей «собаку съели», а таких немного.

Тем более сложно определить место ремонта, если деталь на замену использовали оригинальную, а все работы выполнял опытный автомаляр, а результат работы оценивает любитель. У него порой просто нет достаточного опыта, чтобы даже явные огрехи покраски определить.

Обращайте внимание на нюансы, которые достаточно легко понять даже неспециалисту. Красить под толщиномер приходится с подгонкой на заключительном этапе, т.е

Популярные статьи  Ambient ночник для Элис =)

могут наносится лишние слои лака или делать их излишне толстыми, из-за чего появляется эффект шагрени на поверхности. Иногда слишком толстый слой начинает отслаиваться или подтекать

Чтобы найти подобные дефекты нужно осматривать автомобиль очень тщательно, также проблемное место можно найти, осторожно проведя кончиками пальцев по корпусу. Также обращайте внимание на наплывы на кромках, разнотонность колера, шероховатость поверхности, признаки рихтовки

В общем при наличии опыта факт перекраски можно определить вообще без какого-либо прибора. Но еще нужно знать и нюансы покраски конкретной модели и марки. Встречаются случаи, когда заводская покраска напоминает артефакты, появляющиеся после ремонта.

Также выдать факт ремонта порой способна металлизированная шпаклевка. Дело в том, что металлических частиц в веществе не особо много, поэтому некоторые приборы «хитрая» шпаклевка не обманывает и проверив дешевым толщинометром корпус, можно увидеть, скажем, величину в 120 мкм, а использовав прибор более высокого класса, внезапно увидеть уже 1000 микрон. И еще – в качестве металлического наполнителя ремонтном составе используются частицы цветных металлов, а не железа. Поэтому, если толщиномер может определять черные и цветные металлы подложки, определить использование металлизированной подложки будет проще простого. Например, электромагнитный прибор не работает с цветными металлами, поэтому место шпаклевки выдаст себя.

Как работает толщиномер ЛКП

Механический толщиномер своими руками проще простого

В работе толщиномера нет ничего сложного, если не считать периодического калибрования (настройки) прибора перед использованием. Обычно для калибровки толщиномера используются специальные пластины, которые поставляются в продажном комплекте вместе с устройством. А способ калибрования (как устанавливать и какие кнопки нажимать) подробно описан в инструкции к устройству.

Если же при замере толщиномер показывает результат выше указанного диапазона (200 мкм или больше), то можно утверждать, что измеряемый участок кузова был когда-то деформирован при ДТП и восстанавливался.

Кстати, даже если элемент кузова полностью менялся и окрашивался в автосервисе, то «автосервисная» толщина ЛКП также будет заметно отличаться от заводской в большую сторону. А если в автосервисе сильно сэкономили на грунтовке, то возможно получение и обратного результата, в меньшую сторону (меньше 100 мкм).

Кузов автомобиля конструируют таким образом, чтобы при его деформации во время ДТП как можно меньше пострадали пассажиры. Опасность приобретения авто, побывавшего в ДТП, не только в том, что со временем поврежденные и восстановленные (перекрашенные) части кузова начинают ржаветь, но и в том, что неизвестно как поведет себя ранее деформированный кузов с нарушенной геометрией.

Конечно, ДТП бывают разные — от банальной небольшой вмятины или царапины при маневрах на стоянке до серьезных повреждений при сильном ударе на большой скорости. И здесь, как нельзя кстати, будет полезен толщиномер, который поможет определить серьезность повреждений по толщине лакокрасочного покрытия.

Как правильно выбрать

Механический толщиномер своими руками проще простого

Автомобили, принадлежащие принцу Чарльзу, работают на биотопливе, которое производят из остатков использованного для приготовления пищи масла. Один из них «Астон Мартин», подаренный принцу на совершеннолетие Её Величеством, работает на биотопливе из дорогого английского вина.

На что нужно обратить внимание в первую очередь

При решении вопроса, какой толщиномер лучше купить, следует определиться, в каких целях и как часто он будет использоваться. Для личных целей лучше ориентироваться на недорогие приборы, учитывайте при этом диапазон их измерений, условия, в которых прибор работает, длительность его работы и прочие технические характеристики.

Для профессиональной деятельности экономить не стоит: от прибора будет зависеть работа, её качество и количество

Здесь нужно обращать внимание на чувствительность тестера, количество его режимов и функций, процент погрешностей

Для проверки состояния автомобиля при его покупке толщиномер лакокрасочного покрытия в форме брелока или маркера – лучший вариант, если проверить ЛКП хочется, не привлекая внимания и не вызывая негатива со стороны продавца. Такие приборы не дорогие, в основном это магнитные тестеры.

Такой прибор не определит точную толщину ЛКП, но покажет присутствие слоя шпатлёвки, чего вполне достаточно, чтобы сделать вывод о целостности машины.

При выборе толщиномера определитесь, какие функции более важны для вас, а какие являются ненужным дополнением.

Многие усовершенствованные приборы имеют в комплекте датчики для измерения резины или стекловолокна, датчики, определяющие степень коррозии. Такие функции незаменимы в строительстве или судостроении, но для автомобиля это уже роскошь, а не необходимость.

Или, к примеру, возможность прибора работать под водой. Эта функция также довольно специфическая и вряд ли нужна в работе с автомобилями даже профессионалам. В то же время функция подсветки может пригодиться: в зимний период, например, рано темнеет, и подсветка на экране лишней не будет.

Лучшие комбинированные толщиномеры

Модели этой группы наиболее пользуются наибольшей популярностью. Они одинаково хорошо работают со стальными и алюминиевыми кузовными деталями, обладают миниатюрными размерами, удобны в эксплуатации.

Etari ET 444

Эта отечественная торговая марка представляет продукцию, сделанную на предприятиях Тайваня, Германии, США. Модель способна замерить толщину ЛКП на металле или алюминии. Она обладает компактными размерами: 120х40.4х29.2 мм и небольшим весом: 100 г. Прибор работает от 2 батареек типа ААА.

Плюсы толщиномера:

  1. Минимальные отклонения: 3%.
  2. Меню на русском языке.
  3. Работает в широком температурном диапазоне: -25 – +50°C.
  4. Соответствует международным стандартам ISO.
  5. Простая и удобная эксплуатация.
  6. Прочный пластиковый корпус.
  7. Наличие подсветки.
  8. Удобный информативный экран.

Минусы толщиномера:

  1. Отсутствие чехла и ручки на запястье.
  2. Высокая стоимость товара.

Condtrol Paint Pro 3-7-051

Толщиномер российской фирмы, продукция которой выпускается в КНР. При замере стальных кузовных деталей автомобиля этим прибором, используется принцип электромагнитной индукции. Цветные металлы измеряются вихретоковым методом. Управление прибором производится при помощи удобных кнопок, расположенных на панели. Информация о замерах выводится на хорошо читаемый экран.

Популярные статьи  Польза рисования для малыша

Плюсы толщиномера:

  1. Богатая комплектация. В неё входят кабель USB для соединения с компьютером, алюминиевая и железная пластины для калибровки, эталонная плёнка, CD-диск и небольшой кейс для хранения.
  2. Наличие звуковой сигнализации, срабатывающей при превышении установленных показаний.
  3. Удобный корпус с рифлёной поверхностью по краям для уверенного хвата.
  4. Перед началом работы проводится самодиагностика на работоспособность.
  5. Автоматическое отключение после трёх минут в целях экономии заряда батареек.

Минусы толщиномера:

  1. Сложность управления устройством.

Etari ET-11P

Эту модель характеризует быстродействие и высокая точность в замерах. Прибор способен произвести измерение за 1 секунду. Он может автоматически отключиться при отсутствии материала через 30 секунд, что позволяет сохранить заряд батареек.

Плюсы толщиномера:

  1. Привлекательный дизайн.
  2. Удобная ручка для проведения работ.
  3. Наличие подсветки.
  4. Есть звуковое оповещение.
  5. Компактные размеры: 148х100х42 и малый вес: 157 г.
  6. Удобное расположение батареек в полости ручки.
  7. Может работать с алюминием, сталью, чугуном, латунью, медью и другими металлами.
  8. Простое управление.
  9. Экран с большими цифрами показаний.
  10. Упор на конце ручки исключает выпадение прибора из руки.

Минусы толщиномера:

  1. Неудобное расположение кнопок на корпусе, а не на ручке.
  2. При случайном нажатии кнопки «0» устройство приходится калибровать по-новому.
  3. Отсутствует подтверждение режима работы.

RECXON RM-660

Ещё одна модель, плод российско-китайского сотрудничества. Этот толщиномер, несмотря на доступную стоимость, показывает высокую точность в замерах. Он обладает погрешностью плюс-минус 0.02 мм. Прибор работает в диапазоне от 0 до 1,25 мм. Источником питания служит 1 батарейка CR2032.

Плюсы толщиномера:

  1. Наличие информативного ЖК-экрана.
  2. Возможность удержания показаний.
  3. Есть индикатор разряда батарейки.
  4. Автоотключение через 1 минуту.
  5. Простая эксплуатация.
  6. Компактные размеры.

Минусы толщиномера:

  1. Иногда прыгают цифры на экране.
  2. Не соответствует истинным значениям ЛКП.
  3. Долго «думает» при замере.

Вихретоковые (электромагнитные) толщиномеры

Механический толщиномер своими руками проще простого

Датчик вихревых толщиномеров построен по принципу наведения токов Фуко. В датчике прибора установлена катушка. Ее задачей является передача радиочастотных колебаний. Сила обратного взаимодействия уменьшается при увеличении расстояния до основания, на которое нанесено ЛКП Электромагнитные толщиномеры используются с цветными и не применяются для черных металлов, т. к. детали из стали имеют высокое электрическое сопротивление, что влияет на точность сенсора. Чем выше частота излучателя, тем на меньшую глубину проникает сигнал, что удобно при работе с материалами небольшой толщины. При определении толщины ЛКП, которое нанесено на оцинкованную поверхность можно применять магнитный и вихревой толщиномер в паре. Первый определит толщину ЛКП+оцинковка, а второй только ЛКП, т. к. оцинковка служит основанием для него.

ВТ-201

Механический толщиномер своими руками проще простого

ВТ-201 – прибор датчиком, регистрирующим вихревые токи. Толщиномер подходит для измерения ЛКП и размера пластика на немагнитном основании. Максимальная толщина измеряемого материала – 6 мм. Прибор производится на территории РФ и внесен в ГРСИ. Перед использованием поверхность проверяется магнитом, чтобы определить тип металла. Непрерывная работа от одной «кроны» — 25 часов. Погрешность прибора при измерении составляет 3%. Диапазон, регистрируемый датчиком толщиномера, составляет от 0 до 1100 мкм. В комплекте поставляется образец основания для настройки прибора.

Константа МК4-ПД

Механический толщиномер своими руками проще простого

Константа МК4-ПД – толщиномер с выносным датчиком. Прибор подходит для работы с ЛКП, нанесенными на металлические поверхности, которые не намагничиваются во внешнем поле постоянного магнита. Инструмент легко настраивается благодаря клавишам на лицевой панели. Максимальная толщина для нанесенного лака или краски – 1500 мкм. Толщиномер дает возможность проводить допусковый контроль и измерения с усреднением.

Что представляет собой прибор?

Прежде чем начать разбираться, толщиномер для авто какой лучше, сначала нужно изучить принцип его работы.

Толщиномер — автомобильный прибор, позволяющий определить толщину материала или лакокрасочного покрытия. Многие водители используют его, чтобы выяснить толщину краски, ржавчины или шпаклевки. Таким образом, можно провести измерения, не повреждая целостность материала.

Как мы уже выяснили, толщиномер нужен для выполнения одной важной задачи — замера толщины лакокрасочного покрытия. Прибор способен вычислить не только слой краски, но и шпаклевку

Соответственно, перед проверяющим откроется реальная картина проведения кузовного ремонта над той или иной деталью. Прежде чем купить устройство для личного пользования, нужно уяснить, что кузовные части авто при производстве окрашивают в слой 0,7-1,9 мм.

Ориентируясь на эти цифры, водитель может сделать соответствующие выводы. Если кузов ремонтировали, значит, наложили шпаклевку для сокрытия трещин или вмятин. На шпаклевку дополнительно нанесли краску. Эти два слоя сильно увеличивают толщину покрытия по сравнению с «родной» покраской. На экране прибора будет показана цифра 2,1-2,7 мм. Но иногда цифры высвечиваются настолько большие, что сразу становится понятно — этот автомобиль покупать нельзя.

Если проверяющий заметил, что деталь подвергалась ремонту, ему стоит изучить ее тщательнее. Для этого прибором замеряется полностью периметр элемента. Таким способом получится понять, в какую область пришелся удар. Также по показаниям толщиномера можно определить, какая степень повреждения была у детали. Если машина просто врезалась в дерево, то это не так страшно, как попадание в серьезную аварию на дороге.

Если машину восстанавливали квалифицированные мастера, то она прослужит еще ни один десяток лет, при этом никаких внешних признаков аварии замечено другими водителями не будет. Но безопасность машины в любом случае пострадает. Возможно, после столкновения пострадали геометрические параметры кузова, а значит, баланс для противодействия внешним повреждениям снизился. Если над восстановлением работали плохо, то шпаклевка разойдется уже через пару месяцев. Детали начнут ржаветь и гнить.

Таким образом, получается, что выбор толщиномера — дело серьезное и требуется особого подхода.

2 По какому принципу работает устройство – 4 варианта

Принцип действия устройства основан на определении расстояния от прибора, который прикладывается к окрашенной поверхности, до металла. В зависимости от способа определения расстояния, толщиномеры краски делят на несколько видов. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.

Популярные статьи  Блок питания для ламповых, усилителя мощности и винил корректора

Наиболее универсальными являются ультразвуковые приборы, так как они позволяют определять толщину краски не только на металлических поверхностях, но и на других. Это связано с тем, что такие приборы работают по принципу эхолота – издают ультразвук, который затем отражается от поверхности основания и фиксируется прибором. При этом электроника засекает время отражения и по нему рассчитывает толщину лакокрасочного покрытия. Полученные значения выводятся на дисплей.

Толщина слоя покрытия, с которым могут работать такие аппараты, составляет несколько сотен миллиметров. Поэтому таким устройствам можно найти применение даже в хозяйстве. Однако автомобилисты их практически не используют по причине большой погрешности (у дешевых моделей), а также высокой стоимости. Цена качественных аппаратов начинается от 30 000 рублей.

Вы можете найти на рынке и универсальный прибор, позволяющий определить толщину краски не только на металлических поверхностях, но и на других

Чаще всего в продаже можно встретить вихретоковые приборы. Они возбуждают на металлической поверхности вихревые токи. При этом расчет толщины слоя диэлектрика (ЛКП) происходит по интенсивности тока – чем тоньше слой лакокрасочного покрытия, тем интенсивней ток. Эти приборы достаточно точно определяют толщину, но имеют один недостаток – работают только на металлических поверхностях, графитовых и выполненных из различных сплавов, способных проводить токи. Кроме того, максимальная толщина слоя обычно не превышает 1-2 мм.

Примерно по такому же принципу работают и магнитноотрывные толщиномеры. Отличие от вихревых заключается в том, что они создают магнитное поле и измеряют напряжение в нем, т.е. силу отрыва магнита от металлического основания. Это позволяет узнать толщину диамагнетика, в качестве которого выступает слой ЛКП. Область применения этих устройств еще более ограничена, так как проверить толщину слоя краски ими можно только на поверхностях, которые магнитятся. Что касается погрешности, то она примерно такая же, как и у вихретоковых приборов. Максимальная толщина слоя тоже не превышает 2 мм. Правда, для определения толщины краски автомобиля этого вполне достаточно.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей

Измерить толщину слоя краски проще простого: приложил прибор сенсором к поверхности, нажал кнопку — видишь результат. А теперь — несколько подробнее.

После покупки устройства нужно проверить заводские настройки. Они могут быть сбиты во время транспортировки или хранения. Для этой цели производитель обычно прикладывает в комплекте калибровочную пластину или шайбу, на которую нанесён слой покрытия определённой толщины. Калибровка девайса заключается в измерении этого слоя и сравнения результата с указанной на эталоне величиной. Если цифры отличаются, с помощью установочных кнопок добейтесь их совпадения.

Механический толщиномер своими руками проще простого

Порядок действий (каждый прибор имеет инструкцию по применению):

  1. Включите прибор соответствующей кнопкой. При этом сенсор не должен контактировать с измеряемой поверхностью. Если это все же произошло, настройки могут сбиться. Подождите некоторое время — в некоторых устройствах они самовосстанавливаются. В противном случае откалибруйте прибор заново.
  2. Настройте прибор на измеряемую толщину покрытия. Установка по умолчанию максимально широкого диапазона снижает точность измерения. Верхнюю границу рекомендуется задать с запасом на 100–200 мкм. То есть, измеряем паспортную толщину покрытия, равную 150 мкм, — верхнюю границу следует установить в 300 мкм.
  3. Приставьте сенсор вплотную к автомобильной кузовной детали.
  4. Нажмите пусковую кнопку.
  5. Дождитесь появления индикации или цифрового отображения. У некоторых моделей это может происходить с задержкой.
  6. Если прибор не обладает функцией памяти — запишите результат.
  7. Замеры производить по каждой детали не менее чем в трёх-пяти местах, после чего нужно вычислить среднее арифметическое значение.
  8. Таким способом измеряют последовательно все детали, двигаясь по кругу.

Толщина ЛКП для различных авто находится в диапазоне от 60 до 180 мкм, перекрашенных деталей — 160–200, а перекрашенных по шпаклёвке — свыше 300 микрон. Заводская окраска имеет отклонения по толщине 15–20 мкм (в пределах одной детали). Если в некоторых местах эти отклонения в два — три раза больше, это означает, что автомобиль перекрашивали, а при толщине ЛКП большей 200–300 мкм — предварительно шпаклевали.

Примечание: перед измерением нужно заранее установить паспортные данные толщины покрытия для каждой детали конкретного автомобиля. Дело в том, что одни модели авто окрашивают примерно с одинаковой толщиной лакокрасочного покрытия всех деталей, а у других они могут отличаться. К примеру, не у каждой модели все детали подвергают оцинковке, поэтому и толщина ЛКП будет различной. Другое дело, если одинаковые детали (например, левое и правое передние крылья) имеют существенно отличающуюся толщину краски. Это уже наводит на некоторые подозрения.

Надеемся, что настоящая статья поможет вам выбрать измеритель толщины лакокрасочного покрытия, соответствующий вашим ожиданиям, а потраченные деньги в процессе эксплуатации прибора себя окупят.

https://youtube.com/watch?v=hpINBXKWdU8

Резчик кровли. Убираем старое покрытие за пару минут

Термопеналы для электродов. Влажность не помеха!

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Механический толщиномер своими руками проще простого
Как сделать умывальник из шприца и пластиковой бутылки