Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом».
Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Диджериду: внешний вид и особенности

Название «диджериду» придумано европейцами, посетившими австралийский континент. Оно напоминает звуки, которые издает эта длинная трубка. Сами аборигены называют свой национальный инструмент «йедаки». Внешне он напоминает длинную широкую трубу или дудку. Узкий конец берется в рот для извлечения нужных звуков, раструб на противоположном конце умеренно широкий.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Инструмент изготавливается очень просто. В период засухи прожорливые термиты выедают эвкалиптовые деревца изнутри, оставляя прочную оболочку. Аборигены находят их, срезают, очищают внутренние полости от трухи, по необходимости подрезают или обтачивают. Длина диджериду варьируется от 1 до 3 метров. В некоторых случаях узкий конец снабжается мундштуком, изготовленным из пчелиного воска. Снаружи трубка украшается узорами в ярких контрастных тонах. Чаще всего используются черные, красные, желтые краски. По рисунку на диджериду можно определить, какому племени принадлежит инструмент. Музыкальные трубы широко распространены на севере Австралии, их используют в ритуальных и обрядовых целях.

Звук йедаки европейцы определяют как «громкий и странный». Каждая трубка способна извлекать всего одну ноту, но благодаря особенностям строения и мастерству исполнителя, тембр может варьироваться. В этом смысле диджериду напоминает такие инструменты, как варган или орган. В какой-то степени он напоминает человеческий голос с его богатством модуляций. Во время обрядов йедаки создает определенную мистическую атмосферу, позволяя слушателям впадать в транс.

Современная медицина считает, что игра на йедаки очень полезна. Она тренирует дыхание, увеличивает объем легких, помогает избавиться от храпа, заболеваний верхних дыхательных путей. Упражнения с музыкальным инструментом снижают сонливость и способны предупредить апноэ сна.

В популярной культуре [ править ]

Современные выступления с использованием диджериду включают совмещение его с битбоксингом . Он был показан в британском детском сериале Blue Peter .

Диджериду также стал ролевым инструментом на экспериментальной и авангардной музыкальной сцене. Индустриальные музыкальные группы, такие как Test Dept, создавали звуки с помощью этого инструмента и использовали их в своих выступлениях.

Его очень часто используют в музыкальном проекте Naakhum, который сочетает в себе музыку Extreme Metal и Ethnic.

В ранних песнях эйсид-джазовой группы Jamiroquai участвовала диджериду Уоллис Бьюкенен (пока он не покинул группу в 1999 году). Примечательной песней с участием диджериду является первый сингл группы » When You Gonna Learn «, в котором диджериду играет как во вступительной, так и в сольной части.

Этот инструмент обычно используется эмбиент-артистом Стивом Роучем в качестве дополнения к его созданным саундскейпам как в концертном, так и в записанном формате. Он занимает видное место в его совместной работе Australia: Sound of the Earth (с австралийским художником-аборигеном Дэвидом Хадсоном и виолончелисткой Сарой Хопкинс), а также в Dreamtime Return .

Он используется в индийской песне « Jaane Kyon » из фильма « Дил Чахта Хай» .

Крис Брукс, солист новозеландской хард-рок- группы Like a Storm, использует диджериду в некоторых песнях группы, включая «Love the Way You Hate Me» из их альбома Chaos Theory: Part 1 .

Кейт Буш широко использовала диджериду (в исполнении австралийского музыканта Рольфа Харриса ) в своем альбоме «Dreaming» , который был написан и записан после отпуска в Австралии.

Чарли МакМахон , сформировавший группу Gondwanaland , был одним из первых неаборигенных игроков, получивших известность как профессиональный игрок на диджериду. Он гастролировал по всему миру с Midnight Oil . Он изобрел диджерибон, скользящий диджериду, сделанный из двух отрезков пластиковых трубок; его стиль игры чем-то напоминает тромбон .

Культурное значение [ править ]

Австралийский коренной мужчина играет на диджериду

Музыкант играет странствующий или сетчатый диджериду

Традиционно на диджериду играли как аккомпанемент к церемониальным танцам и пению, а также для сольных или развлекательных целей. У аборигенов северной Австралии йидаки до сих пор используется для сопровождения певцов и танцоров на культурных церемониях . Для народа йолнгу йидаки — это часть всего их физического и культурного ландшафта и окружающей среды, включая людей и духовных существ, принадлежащих их стране, системе родства и языку йолнгу матха . Он связан с законом Йолнгу и подкреплен церемониями, песнями, танцами, визуальным искусством и рассказами.

Парные палочки, иногда называемые « лепешками» ( билма или бимла в некоторых традиционных группах) определяют ритм песен во время церемоний. Ритм диджериду и стук лепешек точны, и эти образцы передавались из поколения в поколение. В жанре Wangga песенный человек начинает с вокала, а затем представляет билму под аккомпанемент диджериду.

Гендерные традиционные дебаты о запрете править

Традиционно только мужчины играют на диджериду и поют во время церемоний, а игра женщин иногда не приветствуется общинами аборигенов и старейшинами. В 2008 году издатель Харпер Коллинз извинился за свою книгу «Смелая книга для девочек» , которая открыто поощряла девочек играть на музыкальном инструменте после того, как некоторые ученые-аборигены описали такое поощрение как «крайнюю культурную нечувствительность» и «крайнюю бестактность … часть общего невежество, которое господствует в Австралии в культуре аборигенов «. Однако Линда Барвик, этномузыколог, говорит, что, хотя традиционно женщины не играли на диджериду на церемониях, в неформальных ситуациях в Законе сновидений нет запрета . Например, Джемима Вималу, женщина племени мара из реки Ропер, очень искусна в игре на диджериду и представлена ​​на пластинке Aboriginal Sound Instruments, выпущенной в 1978 году. В 1995 году музыковед Стив Кнопофф наблюдал, как женщины Йирркала исполняют песни джатпангарри, которые являются традиционно исполняется мужчинами, а в 1996 году этномузыколог Элизабет Мак-Кинли сообщила, что женщины из группы Yanyuwa выступают с публичными выступлениями.

Популярные статьи  Аппликация фрукты и овощи для детей разных возрастов по пошаговой инструкции (85 фото)

Хотя в области происхождения диджериду нет запрета, такие ограничения применялись и другими общинами коренных народов. Диджериду был представлен жителям Кимберли почти столетие назад, но только в последнее десятилетие мужчины-аборигены проявили негативную реакцию на женщин, играющих на инструменте, и запреты особенно очевидны на юго-востоке Австралии. Вера в то, что женщинам запрещено играть, широко распространена среди неаборигенов, а также среди общин аборигенов в Южной Австралии; некоторые этномузыковеды считают, что распространение табувера и другие заблуждения являются результатом коммерческих интересов и маркетинга. Большинство доступных коммерческих записей диджериду распространяются транснациональными звукозаписывающими компаниями и показывают людей, не являющихся аборигенами, играющих музыку в стиле нью-эйдж, с пометками на вкладышах, пропагандирующих духовность инструмента, что вводит потребителей в заблуждение относительно светской роли диджериду в традиционной культуре аборигенов.

Табу особенно сильно распространено среди многих групп аборигенов на юго-востоке Австралии, где запрещено и считается «культурным воровством» неаборигенным женщинам, и особенно исполнителям музыки Нью-Эйдж, независимо от пола, играть на диджериду или даже прикасаться к ним. .

Этимология [ править ]

Имя диджериду не имеет лингвистического происхождения аборигенов Австралии и считается звукоподражательным словом. Самые ранние упоминания этого слова в печати включают издание « Гамильтон Спектатор» 1908 года, относящееся к дид-гери-до» (полый бамбук), издание The Northern Territory Times and Gazette 1914 года , и выпуск « Smith’s Weekly» за 1919 год , в котором он упоминался как «диджерри» и, как говорилось, производил звук «диджерри, диджерри, диджерри и так далее до бесконечности».

Конкурирующее объяснение, что диджериду является коррупцией в ирландском гэльском фразе dúdaire Dubh или dúidire dúth , является спорным. Dúdaire или dúidire — существительное, которое, в зависимости от контекста, может означать «трубач», « хаммер », « певец » или « пухлый », в то время как dubh означает «черный», а dúth — « местный ». Идея возникла потому, что значительная часть первых европейских колонистов в Австралии была из Ирландии.Гипотезу иногда неправильно понимали и неверно повторяли какромантизированная и этноцентрическая вера в кельтское происхождение инструмента. Древние ирландцы действительно использовали длинный рог, дорд , а кельты континентальной Европы железного века использовали другой такой инструмент, называемый карниксом , но нет никаких доказательств того, что на них играли так же, как другие европейские рожки. Тем не менее, некоторые современные исполнители реконструированных кельтских валторн играют на них в стиле диджериду.

История возникновения

Музыкальный инструмент появился у австралийских аборигенов более 40 тыс. лет назад. Они используют его в ритуалах, чтобы соединиться с духовным миром. Впервые подробно необычную дудку описал миссионер из Англии А.П. Элькин в 1922 г. В это же время ее записал сэр Б. Спенсер. Благодаря необычному звучанию деревянной трубой заинтересовались музыканты из разных стран.

Применение у племен

Аборигены считают диджериду священным предметом. Согласно местным верованиям, божественные существа ванджина создали Землю и отправились в царство духов. На память они оставили деревянный инструмент, гудение которого открывает коридор между мирами. Поэтому такая дудка – важный элемент шаманских ритуалов. Ее используют во время церемониального танца корробори и в обрядах инициации. Под протяжный гул жители племен впадали в транс, чтобы соединиться с духами.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Для аборигенов диджериду является священным предметом.

Диджериду в современности

Европейцев, которые заселили остров, инструмент не заинтересовал

На него обратили внимание только во второй половине XX в. С 1980-х гг

этот духовой инструмент стали использовать музыканты в США для придания композициям этнических мотивов. «Битлз» попробовали играть на нем во время тура по Австралии.

В XXI в. новая волна внимания к диджериду связана с ирландским диджеем Aphex Twin, который создал одноименный танцевальный трек в стиле техно. Характерное гудение этого инструмента можно услышать в разных жанрах: от классики до рока и хип-хопа. Во многих странах проводят фестивали игры на австралийской трубе. Самым крупным считается мероприятие Airvault, которое в течение 10 лет устраивают во Франции.

История происхождения инструмента

Известно, что инструмент, напоминающий диджериду, существовал на Зеленом континенте задолго до того, когда там появился первый европеец. Об этом наглядно свидетельствуют обнаруженные в ходе археологической экспедиции наскальные рисунки. Первым же, кто описал ритуальную трубу, стал исследователь-этнограф по фамилии Уилсон. В своих заметках, датируемых 1835 годом, он описывает, что его буквально потрясло звучание странного инструмента, сделанного из ствола дерева.

Куда более подробным считается описание диджериду в рамках диссертационного исследования, выполненного английским миссионером Адольфусом Питером Элькином в 1922 году. Он не только детально описал устройство инструмента, способ его изготовления, но и постарался передать эмоциональный эффект воздействия как на самих коренных жителей Австралии, так и на всякого, кто попадал в зону его звучания.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Древний инструмент в современной аранжировке

Западные музыканты открыли для себя диджериду в начале прошлого века. Современные инструменты достаточно разнообразны: кроме классических вариантов существуют модели с широким раструбом, удлиненные, укороченные, спиралевидные. Еще одна популярная вариация – диджебокс, объединяющая несколько труб с разным звучанием.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду

Интересный вариант – диджерибон. Это гибрид классического диджериду и тромбона. Он состоит из двух вставленных друг в друга трубок, похожих на телескопический механизм. Инструмент изготавливается из алюминия и раскрашивается в традиционные для австралийских аборигенов цвета: красный, черный, желтый. Благодаря телескопическому механизму во время игры музыкант может менять длину трубки, варьируя громкость и тональность звучания.

Существуют и другие варианты инструмента:

  • диджериду с отверстиями, внешне напоминающий флейту;
  • йедаки с клапанами как у саксофона;
  • инструмент с очень длинным мундштуком овальной формы и равномерно расширяющимся раструбом.

Благодаря модификациям обычная труба может издавать несколько вариантов звуков. Играть на таких диджериду сложнее, зато опытный музыкант может воспроизвести новые интересные мелодии. Такие инструменты не используются в обрядовых целях, их назначение: создание музыкальных композиций в сочетании с ударными, гитарами, синтезаторами.

Первооткрывателем диджериду для западного мира стал музыкант и композитор Стив Роуч. Он учился искусству извлечения звуков из йедаки у представителей австралийских племен. Направление развил Ричард Джеймс, предложивший собственную обработку звучания диджериду. Созданная им композиция в стиле этно была очень популярна в британских ночных клубах.

Сегодня на австралийской «дудке» играют представители самых разных стран. Среди популярных исполнителей француз Залем Деларбр, сочетающий технику битбокса со звуковыми процессорами. Музыкант является основоположником стиля вобблинг.

Дубравко Лаплайн из Хорватии предпочитает гигантские диджериду длиной до 7 м. Игра отличается мощностью звучания и разнообразием: музыкант часто отрывается от мундштука, дополняя композицию собственным голосом и целой комбинацией звуков, создаваемых диафрагмой. Один из самых известных популяризаторов диджериду, австралиец Чарли Макмахон изобрел особый микрофон, предназначенный специально для этого инструмента. Прибор регистрирует звук прямо в ротовой полости и существенно усиливает его. Макмахон основал группу, играющую на диджериду, гитарах и синтезаторах и исполняющую музыку в стиле нео-фолк.

Диджериду популярен и среди российских исполнителей этно-музыки. Алексей Клементьев, один из популяризаторов этого инструмента, предпочитает перкуссионный стиль, продолжающий традиции европейских исполнителей. Музыкант основал диджериду-школу в Казани, выступает на выездных концертах и шоу. Московский исполнитель Роман Термит – основатель школы «Австралия» и ежегодного фестиваля диджериду. Музыкант не только пропагандирует инструмент, но и разработал авторские пособия, обучающие игре на нем.

Диджериду – один из самых древних инструментов, удачно вписавшийся в современные музыкальные стили. Благодаря эффектному внешнему виду и необычному звучанию австралийская труба не останется незамеченной на фольклорных фестивалях и концертных площадках.

Техника игры на музыкальном инструменте

Новичку сыграть на такой дудке сложно из-за необходимости освоения техники непрерывного дыхания и наличия натренированных мышц лица. Поскольку звук появляется благодаря постоянной вибрации губ, а их расслабление и зажимание позволяет менять тон.

Извлечение звука

Беспрерывное низкое гудение создается, когда исполнитель прикладывает губы к мундштуку. За счет их постоянного вибрирования происходит давление на воздух в канале. При изменении силы сжимания губ, что влияет на интенсивность выдоха, воспроизводятся звуки разной тональности.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Гудение создается, когда исполнитель дует в мундштук.

Правильное дыхание

Для правильной игры на диджериду важно овладеть техникой беспрерывного или диафрагмального дыхания. Когда музыкант вдыхает, он зажимает щеки для задержки резервного воздуха

Когда дыхание заканчивается, продлить вибрацию губ можно за счет подачи воздуха из щек. В этот момент делается резкий вдох через нос.

Приемы игры

Для звукоизвлечения часто используется техника «передувов». Она предполагает резкие и короткие подачи воздуха в трубу, интенсивность которого регулируют за счет расслабления и сжимания губ. Новички чрезмерно их зажимают, поэтому звук выходит высоким. Чтобы добавить ритм, задействуют язык, мышцы щек и гортани, диафрагму. При изменении положения языка появляются новые обертоны, но основная его функция заключается в добавлении ритма. Проговаривая слоги и фразы, не прерывая мелодию, копируют голоса животных и звуки природы. Профессионалы могут добиться звучания аккордов.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Описание и конструкция [ править ]

Диджериду обычно имеет цилиндрическую или коническую форму и может иметь длину от 1 до 3 м (от 3 до 10 футов). Большинство из них имеют длину около 1,2 м (4 фута). Как правило, чем длиннее инструмент, тем ниже его высота или тональность. Тем не менее, расширяющиеся инструменты играют на более высокой высоте, чем нераспакованные инструменты той же длины.

Диджериду классифицируется как духовой инструмент и по форме похож на прямую трубу , но сделан из дерева. Его также называли дрон-трубой.

Традиционный править

Мундштук из воска может размягчаться во время игры, обеспечивая лучшее уплотнение.

Традиционные диджериду обычно изготавливают из твердых пород дерева , особенно из различных видов эвкалипта, которые являются эндемиками северной и центральной Австралии. Обычно заготавливается основной ствол дерева, хотя вместо него может использоваться большая ветка. Традиционные производители диджериду ищут подходящие полые живые деревья в районах с явной активностью термитов . Термиты нападают на эти живые эвкалиптовые деревья, удаляя только мертвую сердцевину дерева, поскольку живая заболонь содержит химическое вещество, отпугивающее насекомых. Для поиска деревьев с подходящей дуплом используются различные методы, в том числе знание ландшафта и характера активности термитов, а также своего рода испытание постукиванием или стуком, при котором кора дерева отслаивается, а ноготь или тупой конец Инструмент, такой как топор, ударяется о дерево, чтобы определить, производит ли дупло правильный резонанс. Когда подходящее полое дерево найдено, его срезают и вычищают, снимают кору, обрезают концы и придают форму внешнему виду; в результате получается готовый инструмент. На конец мундштука можно нанести ободок из пчелиного воска .

Современный править

Нетрадиционные диджериду могут быть изготовлены из местных или чужеродных твердых пород дерева (обычно расколотых, полых и соединенных), стекла, стекловолокна , металла, агавы , глины, конопли (в форме биопластика, называемого зелфо ), труб из ПВХ и углерода. волокно. Обычно они имеют верхний внутренний диаметр около 3 сантиметров (1,2 дюйма) до конца раструба от 5 до 20 сантиметров (2 и 8 дюймов) и имеют длину, соответствующую желаемой клавише. Конец трубки может иметь форму и сглаживаться, чтобы создать удобный мундштук, или дополнительный мундштук может быть изготовлен из гладкого материала любой формы, такого как резина, резиновая пробка с отверстием или пчелиный воск.

Современный дизайн диджериду отличается от традиционного диджериду австралийских аборигенов и является нововведением, признанным музыковедами . Инновации в дизайне Didgeridoo начались в конце 20 века с использованием нетрадиционных материалов и нетрадиционных форм. Однако эта практика вызвала много споров (эстетических, этических и юридических) среди практикующих коренных народов и некоренного населения.

Украшение править

Диджериду могут быть нарисованы их создателем или преданным художником с использованием традиционных или современных красок, в то время как другие сохраняют дизайн с натуральной древесной текстурой с минимальным декором или без него.

Как устроен инструмент

Диджериду – длинная дудка из дерева, в один конец которой вставлен восковой мундштук. Снаружи аборигены покрывают ее разными рисунками. Современные инструменты отличаются формой и наличием дополнительных деталей (клапанами, отверстиями).

Классика

Традиционная австралийская труба – вычищенный от трухи ствол дерева. В узкое отверстие вставляют мундштук из пчелиного воска диаметром около 3 см. Иногда его делают из глины или бамбуковой резинки. Поверхность дерева покрывают символами и узорами, характерными для племен.

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Диджериду представляет собой вычищенный ствол дерева.

Модификации

Современные варианты этого духового инструмента отличают по внешнему виду. Популярной моделью считается диджебокс – прямоугольник с 2 отверстиями и каналом с изгибами под 180°. Ее придумал в 1995 г. музыкант Марко Джонсон. Позже появилось несколько его подвидов. К менее распространенным модификациям относятся:

  1. Keyed – имеет встроенную систему клапанов, из-за которых напоминает саксофон (изобрел Г. Виггинс).
  2. Дидж-флейта – звуковые отверстия сделаны как у флейты. У нее невыразительное звучание, но благодаря такой структуре можно исполнять сложные композиции.
  3. Multidrone. Эту трубу придумал музыкант У. Торен. От остальных ее отличает узкий овальный мундштук, который позволяет исполнителю больше расслабить губы. Вторая особенность – длинный раструб и мундштучная часть с постоянным диаметром. Такое строение позволяет получить несколько основных тонов, но играть на этой модели сложно.

Для получения нового звучания постоянно меняют форму музыкального инструмента. Диджериду в виде цилиндра издает низкий звук. Если канал к низу расширяется, тон получается более тонким с большим количеством обертонов.

Мифологическое происхождение

Местная легенда рассказывает о происхождении этого инструмента:

«Вначале все было холодно и темно.
Бур Бук Бун заготавливал дрова, чтобы обеспечить защиту, тепло и свет своей семье.
Бур Бук Бун внезапно заметил, что бревно было полым, и семья термитов грызла мягкую древесину в центре бревна.
Не желая причинить вред термитам, Бур Бук Бун поднес полое бревно ко рту и начал фыркать.
Термиты проецировались в ночное небо, образуя звезды и Млечный Путь, освещая пейзаж.
И впервые звук диджериду благословил Мать Землю, она и защитила всех духов Времени Снов этим ярким звуком на всю вечность. »

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук. После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной. Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Ссылки [ править ]

  1. Гард, Мюррей. . njamed.com . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 12 августа 2020 .
  2. ^ Neuenfeldt, Karl, ed. (1997). . Издатели Perfect Beat. С.  . ISBN
  3. . Архивировано из 21 апреля 2012 года . Проверено 21 апреля 2012 года .
  4. Сэйерс, Эндрю (2001) . (мягкая обложка). Оксфордская история искусства. Oxford University Press, США (опубликовано 19 июля 2001 г.). п.  . ISBN
  5. Джордж Chaloupka , Путешествие во времени , с. 189.
  6. ^ . Центр искусства и культуры аборигенов Австралии, Алис-Спрингс, Австралия . 2020 . Проверено 21 января 2020 года .
  7. ^ . Искусство аборигенов . Проверено 21 января 2020 года .
  8. . Гамильтон Зритель (7567). Виктория, Австралия. 24 октября 1908 г. с. 8 . Проверено 28 января 2017 года — через Национальную библиотеку Австралии.
  9. . The Northern Territory Times and Gazette . XXXVIII (2145). Северная территория, Австралия. 17 декабря 1914 г. с. 14 . Проверено 28 января 2017 года — через Национальную библиотеку Австралии.
  10. . Австралийский национальный словарь-центр . Проверено 27 января 2017 года .
  11. . Журнал Флиндерс . Университет Флиндерса . 10-23 июня 2002 года Архивировано из 19 августа 2002 года . Проверено 30 октября 2012 года .
  12. . Yidaki Dhawu Miwatjnurunydja . Центр Буку Ларрнгей Мулка. Архивировано из 14 февраля 2011 года . Проверено 14 июля 2011 года .
  13. ^ Николлс, Кристин Джудит (6 апреля 2017 г.). . Разговор . Проверено 19 января 2020 года .
  14. ^ . Галерея Духов . Проверено 19 января 2020 года .
  15. . Галерея Духов . Проверено 19 января 2020 года .
  16. Гард, Мюррей. . njamed.com . Региональный языковой центр Бининдж Кунвок . Проверено 28 мая 2019 .
  17. Флетчер, NH (1996) Диджериду (диджериду). Acoustics Australia 24, 11–15.
  18. . Британская энциклопедия . Проверено 19 января 2020 года .
  19. Тейлор Р., Cloake J и Forner J. (2002) темпы уборки харвестера Yolgnu и сравнение подбора didjeridu по Yolngu и Jawoyn, Заготовка didjeridu аборигенами и их участие в этой отрасли в Северной Территории ( ред. Р. Тейлор), стр. 25–31. Сообщите в АФФА Австралии. Служба парков и дикой природы Северной территории, Департамент инфраструктуры, планирования и окружающей среды, Пальмерстон, штат Северная Каролина.
  20. МакМэхон, Чарли. (2004) Экология термитов и диджеридов, Диджериду: от древних времен до современности (редактор Дэвид Линднер) Шенау: Traumzeit-Verlag
  21. . Yidaki Dhawu Miwatjnurunydja . Центр Буку Ларрнгей Мулка. Архивировано из 14 февраля 2011 года . Проверено 14 июля 2011 года .
  22. Уэйд-Мэтьюз М., Томпсон У., Энциклопедия музыки 2011, pp184-185. ISBN 0-7607-6243-0 
  23. Брайан Фицджеральд и Сьюзан Хедж, «Традиционное выражение культуры и мир Интернета», в издании Кристофа Антонса, « Традиционные знания, традиционные выражения культуры и Закон об интеллектуальной собственности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Аалфен-ан-ден-Рейн, Нидерланды: 2009 г.) ), 264–65. ISBN  
  24. Graves, Рандин. . История йидаки . Проверено 30 августа 2020 .
  25. ^ Бейнс, Оксфордский компаньон музыкальных инструментов OUP 1992
  26. . Синий Питер . BBC . Проверено 31 июля 2013 года .
  27. . Мельбурнский университет: обучение с использованием уникальных коллекций . Проверено 24 июля 2019 .
  28. . Архивировано из 4 июня 2007 года . Проверено 25 мая 2007 года .
  29. Пухан М.А., Суарес А., Ло Кашио С. и др. (2005). . BMJ . 332 (7536): 266–70. DOI . PMC . PMID .
  30. Элей, Роберт; Горман, Дон (2010). . Журнал сельского здоровья . 26 (1): 100–104. DOI . ISSN . PMID .
Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Музыкальный инструмент коренных народов Австралии – диджериду
Ореховая обезьянка