Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

Карандаш и «оживальные» крылья

Во всем мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» известен также как карандаш. Свое второе название он получил благодаря длинному фюзеляжу. К тому же носовая его часть была как будто заточена. Это давало самые эффективные показатели по аэродинамике.

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

Но переходу на сверхзвуковую скорость способствовали именно крылья особенной конструкции. Еще в 50-х годах прошлого века в США, Швейцарии, СССР и других странах ученые провели массу независимых исследований, которые показали, что лучшая аэродинамика — у треугольных крыльев, которые плавно меняют свой угол от основания к краям. Они получили название «оживальные». Такие же крылья использовались и в Ту-144, и в других непассажирских самолетах.

Именно такое строение позволяло выходить на крейсерскую скорость «Конкорда». Самолета с такими же показателями М=2,04 (2179 км/ч) построить так никому больше и не удалось. И только франко-британский образец показал свою целесообразность.

Салон сверхзвукового самолета

Изначально предполагалось три варианты компоновки салона Конкорда — от 108 до 144 пассажиров. В итоге сертификацию он получил на перевозку 128 пассажиров, но такая компоновка никогда не использовалась. Все самолеты изначально вмещали 108 человек, но эксплуатировавшие их British Airways и Air France привели салон к тому, что в нем было ровно 100 человек.

Вот так скромно выглядел салон Конкорда.

Больше в него было не уместить, так как его ширина составляла всего 2,62 метра. Это даже меньше, чем у ТУ-134. В итоге слева и справа от прохода в каждом ряду было всего по два кресла. При этом гермокабина Конкорда занимала 85% его общего объема.

История создания

В середине 20-го века начались активные разработки самолётов, способных преодолеть звуковой барьер. Среди стран, проводивших исследования и испытания в этой сфере, были СССР, Франция и Великобритания. Первый пассажирский авиалайнер, сумевший развивать сверхзвуковую скорость на крейсерском ходу, стал советский самолёт Ту-144. Он ненадолго опередил самолёт Конкорд.

Конкорд был разработан и построен совместными усилиями двух стран — Франции и Великобритании. В его проектировании принимали участие профессионалы со всей Европы. Первый полёт этот авиалайнер совершил в 1969 году. Пусть Ту-144 построили раньше, Конкорд намного дольше бороздил небесные просторы. Он перевозил пассажиров в коммерческих рейсах вплоть до 2003 года.

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

В то же время он считается самым надёжным самолётом в мире, так как за всё время его эксплуатации произошла всего одна авиакатастрофа — и та случилась по вине третьих лиц.

Соглашение Франции и Великобритании

Соглашение о совместной разработке современного транспортного воздушного судна было подписано этими двумя странами в 1962 году. Предназначением нового самолёта было осуществление межконтинентальных рейсов на скорости, преодолевающей звуковой барьер.

К соглашению привело то, что по отдельности ни та, ни другая страна, не могли в полном объёме осилить настолько масштабный проект. У каждой страны были проблемы с финансированием. Ещё одна проблема заключалась в том, что как у Франции, так и у Великобритании, был опыт в создании отдельных частей самолёта и недостаток опыта в проектировании других частей. Таким образом объединение усилий пошло им на пользу.

Задачей французов была разработка аэродинамичного фюзеляжа, достаточно прочного для того, чтобы выдержать нагрузку, возникающую при преодолении звукового барьера, в то время как англичане взяли на себя разработку и изготовление двигателей и топливной системы.

Карандаш

Однако по большей части возможность самолёта преодолеть звуковой барьер достигается особой формой его крыльев. Ещё в пятидесятых годах двадцатого века во многих странах проводились исследования, в ходе которых было установлено, что наиболее обтекаемые крылья — треугольные, плавно меняющие угол начиная от основания.

Такие крылья назвали «ожевальными». Помимо Конкорда, они использовались в военной авиации и в советском Ту-144. Благодаря ним, Конкорд мог развивать рекордную для пассажирского авиалайнера крейсерскую скорость в 2179 километров в час. Ни один другой пассажирский самолёт не смог развить такой скорости.

Топливная система

Межконтинентальный полёт в принципе предусматривает высокий расход топлива, тем более, если он осуществляется на сверхзвуковой скорости. Однако конструкторы нашли решение, при котором необходимость большого объёма топлива создавала преимущество при переходе на сверхзвуковую скорость.

Топливная система авиалайнера сконструирована настолько хитрым способом, что в каждом отдельном режиме полёта топливо находится в разных частях фюзеляжа. Благодаря перекачке топлива в разные части корпуса, в каждом отдельном случае сохранялся оптимальные центр тяжести.

Конструкция авиалайнера

Система сборки фюзеляжа в авиалайнере Конкорд стала инновационной. Конструкторы не хотели снабжать крылья креплениями к корпусу, так как на сверхзвуковых скоростях крепления могли приводить к вибрации крыльев. Это воздушное судно собиралось сразу же с боковыми крыльями, вместо того чтобы крепить их впоследствии. Это достигалось разделением фюзеляжа на отдельные секции, к каждой из которых сразу же крепилась соответствующая часть крыла.

Также поступили со всей обшивкой фюзеляжа. Благодаря этому, самолёт Конкорд стал самым прочным и надёжным пассажирским самолётом в мире. Его цельная конструкция позволяла ему достигать невероятной скорости, с которой самолёт прекрасно справлялся. К сожалению, не все страны разрешили сверхзвуковые полёты над своей территорией, а также затраты на обслуживание Конкорда были выше прибыли с билетов, из-за чего самолёт перестал осуществлять пассажирские рейсы.

Популярные статьи  Автоматический диспенсер

Соглашение двух стран

В 1962 году правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о том, что совместно будут вести работы по конструированию и производству современного транспортного средства, которое назвали «Конкорд». Самолет должен был выполнять межконтинентальные перелеты на сверхзвуковой скорости.

До этого конструкторы из этих стран работали изолированно друг от друга. Результаты их исследований показали, что самостоятельно ни одна из этих стран не сможет завершить столь масштабный проект. Все упиралось в финансирование и опыт разных стран в отрасли конструирования отдельных частей самолета.

В результате соглашения английская сторона взяла на себя обязательства по созданию двигателя и топливной системы. Французы же принялись разрабатывать идеальный фюзеляж для сверхскоростного пассажирского самолета. Фактически уже через пару лет можно было бы сделать первые полеты прототипа, но целый ряд обстоятельств помешал этому. И первый «Конкорд» поднялся в небо только в начале 1969 года.

Конструкция самолета

Самолет Concorde предназначен для долгого полета на сверхзвуковой скорости. «Конкорд» сделан из алюминиевого и никелевого сплавов, стали и титана. Фюзеляж имеет форму овала, вытянутого в высоту, изготовлен их жаропрочных материалов. Делится на три части. В носу находится кабина пилотов. Кабина и отделение с пассажирами герметичны. В хвостовой части фюзеляжа находятся секция для багажа, бак для топлива и кислородные системы.

В носу находится обтекатель, который дополнительно защищает стекло пилотов во время сверхзвукового полета. Эта конструкция опускается во время взлета и посадки, чтобы обеспечить пилотам подходящий обзор. Крыло кессонное, многолонжерное, собирается из многочисленных частей, что облегчает конструкцию.

Силовая установка представлена в виде четырех турбореактивных двигателей с форсажной камерой Олимпус 593. Форсаж дает примерно десять процентов к общей тяге, что использовалось при подъеме в воздух и выхода на сверхзвуковую скорость. СУ размещены парами под крылом, в гондолах.

Эти силовые установки управляются автоматически электронной системой, но есть и резервное управление. Вспомогательные двигатели не предусмотрены. Трехстоечное высокое шасси из-за больших углов атаки. Основное шасси убирается в фюзеляж, как это видно на фото.

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

Тормоза дисковые, управление ими через электронную систему. Топливная система представлена семнадцатью баками, рассчитанными чуть больше чем на 119 тонн топлива. Также на борту имеются пять балансировочных баков для размещения в них тридцати трех тонн топлива. Они позволяли сместить центр тяжести самолета во время перехода на сверхзвуковую скорость. За топливную систему, ее управление, полностью отвечал бортинженер.

Электроника лайнера позволяла посадить «Конкорд» в сложных метеорологических условиях, выполнить автоматическую посадку, совершить перелет через океан, автопилот держал под контролем в случае необходимости весь полет от взлета и до посадки.

Пассажирский салон герметичен и занимает 85% от всего размера фюзеляжа. Разделен на две части. В различных модификациях самолета можно было перевозить от 108 до 144 человек.

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

Производство

«Конкорды» авиакомпании Air FranceПроизводство «Конкорда» было разделено между французской и английской сторонами, и примерно соответствовало распределению при проектировании.Распределение производства выглядело следующим образом:

  • Sud Aviation (фр.) — центральная честь фюзеляжа, основная часть крыла, кромка крыла, внутренние элевоны, гидравлические системы, система управления, навигационная система, автопилот, радиооборудование, установки кондиционирования и наддува.
  • BAC (анг.) — передняя часть фюзеляжа вместе с опускаемым носовым обтекателем, хвостовая часть фюзеляжа с вертикальным оперением, внешние элевоны, воздухозаборники двигателей, электрические системы, кислородное оборудование, топливная система, системы управления двигателями и их контрольное оборудование, противопожарная система, воздуховоды системы кондиционирования и наддува, антиобледенительные системы.
  • Rolls-Royce (анг.) — двигатели.
  • SNECMA (фр.) — форсажные камеры, сопла двигателей и система реверса тяги.
  • Dassault (фр.) — законцовки крыла.
  • Hispano-Suisa (фр.) — основные стойки шасси.
  • Messier (фр.) — носовая стойка шасси.

Окончательная сборка «Конкордов» производилась одновременно на двух заводах, в Тулузе и в Филтоне (пригород Бристоля).Первый серийный самолёт (№ 201, F-WTSB) поднялся в воздух 6 декабря 1973 года в Тулузе, за ним 14 февраля 1974 года последовал первый английский серийный «Конкорд» (№ 202, G-BBDG). Всего, не считая прототипов и предсерийных самолётов, было произведено 16 серийных «Конкордов», из которых два первых, № 201 и 202, не передавались в коммерческую эксплуатацию, а служили для тестирования и сертификации. В общей сложности вместе с прототипами было построено 20 самолётов (по 10 на каждом из заводов) и некоторое количество комплектов запасных частей к ним, после чего производство было свернуто. Последний самолёт, с заводским номером № 216 (G-BOAF), покинул завод в Филтоне 9 июня 1980 года.

Нумерация самолётов

Изначально предполагалось иметь следующую схему нумерации:

  • Прототипы получали номера 001 и 002.
  • Предсерийные самолёты получали номера 01 и 02.
  • Серийные самолёты нумеровались 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

Но ещё до момента выпуска первых серийных самолётов система нумерации была изменена из-за внедрения в производство и поддержку компьютерной системы, требовавшей трёхзначного номера для обозначения самолёта. Из-за того, что с номерами предсерийных машин возникли проблемы, систему нумерации изменили следующим образом:

  • Прототипы сохранили свои номера 001 и 002.
  • Предсерийные самолёты получили номера 101 и 102.
  • Серийные самолёты нумеровались 201, 202, 203 и т. д.

Из-за того, что предсерийные «Конкорды» к этому моменту уже были выпущены, в некоторых источниках они фигурируют под своими старыми номерами 01 и 02.

Конструкция самолёта

Для «Конкорда» выбрана аэродинамическая схема «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом оживальной формы. Самолёт оптимизирован для выполнения длительного крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости.Основным конструкционным материалом стал алюминиевый сплав RR58. Кроме этого в конструкции самолёта использована сталь, титан, никелевые сплавы.

Планер

Фюзеляж «Конкорда» полумонококовой конструкции, в поперечном сечении напоминает неправильный овал с расширенной верхней частью. Материал изготовления фюзеляжа — жаропрочные алюминиевые сплавы. Длина фюзеляжа различалась для прототипов, предсерийных и серийных самолётов, и составляла 56,24, 58,84 и 61,66 метров, соответственно. Максимальная ширина фюзеляжа 2,90 м.Фюзеляж состоит из передней секции с кабиной экипажа и остеклением, средней секции, выполненной вместе с центральной частью крыла, и хвостовой секции конической формы, конструктивно выполненной вместе с килем самолёта. Передняя и средняя секция фюзеляжа заняты герметичной кабиной, хвостовая секция фюзеляжа содержит багажное отделение, балансировочный топливный бак, а также отсек, занятый системой кондиционирования и кислородной системой.В процессе выполнения полёта фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см, в связи с тепловым расширением конструкции.В носовой части фюзеляжа расположен обтекатель в виде конуса, который мог отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлёте, посадке и рулении. В обтекатель встроено подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.Положение обтекателя и дополнительного остекления регулировалось из кабины пилотов следующим образом:

  • Обтекатель находится в верхнем положении, дополнительное остекление поднято. Основная полётная конфигурация, для полётов на скорости более 0,8 M.
  • Обтекатель находится в верхнем положении, дополнительное остекление опущено. Эта конфигурация могла применяться для полёта на скорости не выше 0,8 M.
  • Обтекатель опущен на 5 градусов, дополнительным остекление опущено. Эта конфигурация является основной для наземных операций, рулежки и взлёта.
  • Обтекатель опущен на максимальный угол 12,5°, дополнительное остекление опущено. Эта конфигурация применялась для захода на посадку, поскольку большой угол атаки самолёта в посадочной конфигурации не давал возможность экипажу наблюдать ВПП при меньшем отклонении обтекателя.

Механизмы управления обтекателем и дополнительным остеклением гидравлические, с приводом от одной из основных и резервной гидросистем.Крыло треугольное, оживальной формы, с непрерывно меняющимся по размаху крыла углом стреловидности. У корня крыла этот угол составляет 80 %, ближе к законцовкам около 60 %. Относительное удлинение крыла 1,85, относительная толщина профилей крыла от 3 % до 2,15 %. Крыло имеет ярко выраженную геометрическую крутку законцовок.Конструкция крыла многолонжеронная, кессонная. Основной материал — жаростойкие алюминиевые сплавы. В конструкции крыла применены монолитные фрезерованные панели большой размерности. Толщина обшивки 1,5 мм.Особенностью производства «Конкорда» стало то, что вместо изготовления отдельно фюзеляжа и отдельно крыла с центропланом, изготавливался набор поперечных секций, каждая из которых включала часть крыла и соответствующую ей часть фюзеляжа, после чего секции стыковывались вместе. Такой подход позволял облегчить конструкцию.Механизация крыла состоит из 6 элевонов относительно большого размера, общая площадь элевонов 32 м?. Другой механизации крыла не предусматривалось.Самолёт имеет только вертикальное оперение, конструктивно аналогичное крылу. Руль направления двухсекционный, с независимым приводом верхней и нижней секции.

Конкорды сегодня

К 2003 году в эксплуатации находилось 8 «Конкордов». Все построенные самолёты, кроме № 211, каннибализированного в 1982 году и разобранного в 1994 году, и разбившегося в 2000 году в Париже № 203, сохраняются в различных музеях и экспозициях. 

Завод- ской № Регистра- ционный № Полёты Налёт, часов Текущее местонахождение
Первый Последний
001 F-WTSS 2 марта 1969 19 октября 1973 812 Аэрокосмический музей, Ле Бурже, Франция
002 G-BSST 9 апреля 1969 4 марта 1976 836 Fleet Air Arm Museum, Йовилтон, Великобритания
101 G-AXDN 17 декабря 1971 20 августа 1977 632 Имперский Военный Музей, Даксфорд, Великобритания
102 F-WTSA 10 января 1973 20 мая 1976 656 Музей Delta, Аэропорт Орли, Париж, Франция
201 F-WTSB 6 декабря 1973 19 апреля 1985 909 Airbus, Тулуза, Франция
202 G-BBDG 13 декабря 1974 24 декабря 1981 1282 Бруклендский Музей, Вейбридж, Великобритания
203 F-BTSC 31 января 1975 25 июля 2000 11 989 Разбился в Париже в 2000 году
204 G-BOAC 27 февраля 1975 31 октября 2003 22 260 Аэропорт Манчестера, Велибритания. Этот «Конкорд» был первым поставленным British Airways, и флагманом авиакомпании.
205 F-BVFA 27 октября 1976 12 июня 2003 17 824 Смитсоновский национальный Аэрокосмический Музей, около Вашингтона, США
206 G-BOAA 5 ноября 1975 12 августа 2000 22 768 Национальный Музей Полёта, Восточный Лотиан, Шотландия, Великобритания
207 F-BVFB 6 марта 1976 24 июня 2003 14 771 Sinsheim Auto & Technik Museum, Германия
208 G-BOAB 18 мая 1976 15 августа 2000 22 296 Аэропорт Хитроу, Лондон, Велиобритания
209 F-BVFC 9 июля 1976 27 июня 2003 14 332 Airbus, Тулуза, Франция
210 G-BOAD 25 августа 1976 10 ноября 2003 23 397 Intrepid Sea-Air-Space Museum, Нью-Йорк, США
211 F-BVFD 10 февраля 1977 27 мая 1982 5814 Пущен на запчасти в 1982 году и разобран в 1994 году
212 G-BOAE 17 марта 1977 17 ноября 2003 23 376 Международный аэропорт Грэнтли Адамса, Барбадос
213 F-BTSD 26 июня 1978 14 июня 2003 12 974 Аэрокосмический Музей, Ле Бурже, Франция
214 G-BOAG 21 апреля 1978 5 ноября 2003 16 239 Museum of Flight, Сиэттл, США
215 F-BVFF 26 декабря 1978 11 июня 2000 12 421 Аэропорт Шарль Де Голль, Париж, Франция
216 G-BOAF 20 апреля 1979 26 ноября 2003 18 257 Аэродром Филтон, Бристоль, Великобритания

Некотрые запасные части самолётов, такие как двигатели, воздухозаборники, шасси, находятся в экспозиции различных музеев мира.

Восстановление

Группа добровольцев поддерживает один из «Конкордов» (F-BTSD) в состоянии лётной годности в Аэрокосмическом музее в Ле-Бурже, планируя поднять самолёт в воздух в 2010 году.G-BBDG был восстановлен до выставочного состояния практически из одного корпуса в Брукландском музее.

Популярные статьи  Как красиво оформить личный дневник для девочки: 1 страницу, внутри без наклеек, оригинально и прикольно

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
  • Пассажировместимость:Длина: 56,24 (58,83) м
    • в текущей компоновке: 92 (Эр Франс) или 100 (Бритиш Эируэйз)
    • максимально разрешённая: 128
  • Размах крыла: 25,57 м
  • Высота: 12,19 (11,58) м
  • Площадь крыла: 358,6 м?
  • Коэффициент удлинения крыла: 1,85
  • Угол стреловидности по передней кромке: от 60° до 80°
  • Масса пустого: 78 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 187 700 кг
  • Масса полезной нагрузки: 12 000 кг
  • Масса топлива: 95 680 кг
  • Двигатели: 4? ТРДФ Rolls-Royce / SNECMA «Olimpus» 593
    • Тяга, максимальная: 140 кН
    • Тяга на форсаже: 169 кН
    • Расход топлива: 25 т/ч (при максимальной полезной нагрузке)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2330 км/ч (2,2 М)
  • Крейсерская скорость: 2150 км/ч (2,02 М)
  • Практическая дальность: 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м)
  • Перегоночная дальность: 7250 км
  • Практический потолок: 18 300 м
  • Скороподъёмность: 25,41 м/с
  • Тяговооружённость: 0,373
  • Аэродинамическое качество:Максимальная температура носовой части: 127 °C
    • на малой скорости: 3,94
    • при М = 0,94: 11,47
    • при М = 2,04: 7,14

История эксплуатации

История использования Конкорда началась в самом начале 1976 года, когда компании Arospatiale, Sud Aviation, BAC создали первый коммерческий авиалайнер. Заявки на приобретение авиалайнера начали поступать еще на этапе проектирования. Изначально планировалось создание 74 единиц авиалайнера, однако нефтяной кризис и удешевление стоимости билетов на дальнемагистральные полеты заставили отказаться от широкомасштабного перехода на сверхзвуковые самолеты.

Первый полет был совершен компанией British Airlines. Авиалайнер выдвинулся из Лондона в Бахрейн. Буквально в тот же день был открыт рейс Париж-Дакар, который выполнялся французской авиакомпанией Эйр Франс. Полет Конкордов осуществлялся по следующим направлениям:

  • Лондон — Нью-Йорк;
  • Париж — Нью-Йорк;
  • Лондон — Барбадос.

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»

Практически весь период эксплуатации прошел без происшествий. На самолете летала королева Великобритании Елизавета 2, президент Франции, а также другие политики и первые лица государств.

В середине 2000 года произошла катастрофа. Конкорд потерпел крушение под Парижем. После детального расследования названа причина: наезд на металлическую деталь на взлетно-посадочной полосе, повреждение топливного бака и оголение проводки. Из-за крушения Конкорда во Франции экипаж и все пассажиры, находящиеся на борту, погибли. Самолет упал на здание отеля. Четыре человека, находившиеся в здании, погибли.

После 2000 года эксплуатация авиалайнера продолжилась. Заключительные 3 года использования самолета отмечены рядом инцидентов. В 2002 произошло отключение секции руля и утечка топлива. Из-за ряда причин в 2003 году принято решение о прекращении эксплуатации.

Зачем у сверхзвукового самолёта опускается нос

Конструкция носовой части пассажирских сверхзвуковых самолетов сделана такой не для красоты. Опускающийся нос выполняет очень важную функцию. Только благодаря ему получается посадить самолет.

В том числе из-за недостаточной подъемной силы крыла такого самолета на небольшой скорости, перед посадкой приходилось очень высоко задирать нос. В том случае пилоты просто не могли визуально контролировать подлет к полосе. Садиться вслепую тоже было плохой идеей и поэтому приходилось выкручиваться из положения.

Заход на посадку должен был быть именно таким.

При рулежке и взлете носовой обтекатель опускался всего на пять градусов. Этого было достаточно. При посадке и заходе на посадку он отклонялся на 12,5 градусов. Еще было дополнительное остекление. Оно поднималось в основной полетной конфигурации при числах Маха больше 0,8.

Откидной нос помогал сделать так, чтобы носовой обтекатель не перекрывал обзор пилотам. Кроме этого, можно было сделать так, чтобы они смотрели на полосу через более вертикально расположенные стекла. Из-за этого было меньше искажений и безопасность становилась намного выше.

В итоге нос опускался, когда он был не нужен. Аэродинамика самолета в этом варианте оставляла желать лучшего, но все исправлялось, когда нос был поднят. Он придавал конструкции нужную форму и делал обводы кабины более обтекаемыми.

Вот поэтому его называли цаплей.

Почему перестали выпускать самолет?

Сейчас многие интересуются, почему сняли с производства, такой самолет. Некоторые считают, что его сняли с производства из-за ряда катастроф, которые, спустя двадцать лет эксплуатации, стали возрастать. Другие считают, что это из-за экологической составляющей и ударной волны. В Штатах, например, запрещено таким самолетам летать над сушей.

Но все это в корне неверно. Самолет просто в корне оказался нерентабельным. Относительно небольшие расстояния, на которые он рассчитан, заставляют его совершать посадки и делать дозаправки, что экономически не выгодно.

С другой стороны, у пассажиров спрашивали, сколько, по их мнению, стоит билет. Т. к. большая часть людей — это бизнесмены, которым билеты оплачивает фирма, то они себе слабо представляли стоимость такого путешествия. На тот момент билет стоил четыре тысячи долларов, а люди, которые летали «Конкордом» предполагали, что стоимость в среднем от семи тысяч долларов. То есть если бы цену на полет повысили почти в два раза, то для авиакомпаний это было бы более чем выгодно. Почему-то так не сделали, это остается загадкой.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Новая импеллерная модель самолета «Конкорд»
Парогенератор для инсектицидов своими руками