Польза рисования для малыша

Чем полезно рисование?

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

  1. Схематичное изображение.
  2. Формы и линии.
  3. Правдоподобный рисунок.
  4. Пространственные изображения.

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования

Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?

Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.

Каким образом творчество влияет на развитие детей?

Уже с полугода малыши могут начинать творить. Конечно же, не без помощи взрослых. Творчество в этом возрасте развивает воображение ребенка, помогает ему стать более усидчивым, улучшает мелкую моторику рук.

Малышу нужно предоставить полную свободу в творчестве, пусть рисует как хочет, чем хочет и там где ему хочется, если это, конечно, не новые обои. Полная свобода действий развивает фантазию ребенка, он чувствует себя более уверенным, самостоятельным.

Творчество помогает детям развиваться:

Дайте малышу краски, карандаши или фломастеры. Рисование поможет натренировать пальчики и ручки, и это очень хорошее упражнение для координации рук и глаз. В дальнейшем, такое творчество поможет ребенку лучше справляться с палочками и крючками на уроках правописания
Совместное рисование или другие игры, например, постройка башни, помогают детям социализироваться и научиться работать в команде
Во время рисования ребенок знакомится с цветами, формой

Они обращают внимание на мелкие детали, чтобы потом их правильно нарисовать, таким образом развивая наблюдательность

Польза рисования для малыша

  • Занятие по рисованию
  • Занимаясь творчеством, дети видят и представляют необычные вещи, изменяя цвета, величину, форму чего-то привычного. Благодаря этому они могут взглянуть на мир с другой стороны
  • Если детей хвалят за успехи в творчестве, у них растет уверенность в себе и повышается самооценка
  • В паре с любым творческим процессом идет воображение, оно заставляет ребенка экспериментировать, изобретать что-то новое, благодаря этому дети получают новые навыки

Учить или не учить?

В отношении пользы и вреда специальных уроков рисования и родители и даже педагоги разделилась на две группы.

Одна группа считает, что если у ребенка есть склонность к рисованию, то талант, разумеется, нужно развивать. Существует большое количество студий и кружков для дошкольников, где ребенку объяснят основы рисования, основные принципы, научат правильно держать карандаш. На кружке малыш получит полезные знания о смешивании цветов, недостатках и преимуществах различных техник.

Систематическое посещение занятий формирует у ребенка усидчивость и способность концентрироваться на поставленной задаче.

Противники художественных школ, уверены, что главное в творчестве — возможность самовыражения, а не следования нормам и установкам. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует. В этом отношении большую роль играют не только зрительные, но и тактильные ассоциации, звуковое восприятие и даже запах.

Чтобы развить действительно творческую личность, считают они, необходимо, прежде всего, дать ребенку свободу самовыражения. Возможность передавать свое внутреннее состояние через рисунок. Любые уроки способны подавить образность мышления и приучить ребенка к шаблонам, что противоречит искусству.

На мой взгляд, обе точки зрения по-своему верны. В любом случае, если родители стремятся развить именно творческие способности, и ребенок начнет посещать профессиональные уроки рисования уже в школьном возрасте, технику он освоить успеет.

В то же время, если дошкольник с радостью и интересом посещает кружок по рисованию — это только на пользу.

Давление же, как в раннем, так и более старшем возрасте в отношении любого вида творчества недопустимо.

Другие виды творчества

К другим видам можно отнести приклеивание наклеек на бумагу или картон. Это занятие очень понравится даже самым маленьким. С годика ребенку можно давать пощупать клейкую сторону, так ребенок познакомится со свойствами предмета. Покажите как снимать наклейки и как клеить. Дети могут таким образом делать открытки на праздники родственникам.

Популярные статьи  Песочные часы своими руками

Польза рисования для малыша
Работа с объемными наклейками

  • Сложите цветной картон пополам, в форме открытки
  • Дайте ребенку тематические наклейки, изображение на которых зависит от праздника
  • Помогите малышу отклеивать их от основы и приклеивать на картон
  • Дайте фломастер, пусть подпишет внутри пожелание
  • Открытка готова

Для маленьких деток от 1 года до 2 лучше брать объемные наклейки, они хорошо держат форму, не свернуться в неумелых ручках и малышу удобно с ними работать.

Поделки из природного материала благоприятно влияют на гармоничное развитие ребенка как личности. Ребенок учиться применять различные материалы, которые он может найти на прогулке. Это развивает внимательность, эрудицию, любознательность, творческое мышление, помогает узнать мир природы поближе.

Польза рисования для малыша
Поделка из природного материала

Польза рисования для взрослых

Рисование помогает погрузится в другую атмосферу, посмотреть на мир иным взглядом.

Для создания картин не обязательны мольберты и краски. Рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, хной на теле, ручкой на газете.

С помощью рисования развивается память и мышление, человек становится открытым и уверенным в себе. Это отличный способ самовыражения и формирования эстетического вкуса.

Польза рисования для малыша

Плюсы:

помогает самовыражаться;
развивает память, мышление, концентрацию и внимание;
помогает избавиться от психологических проблем и депрессии;
улучшает настроение и повышает самооценку;
успокаивает, наполняет новыми силами и энергией;
приобщает к прекрасному;

Техника рисования песком

В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.

Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.

Высыпание из кулака

Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.

Линии разного размера

Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.

Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.

Рисование разными частями руки

При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.

Рисование по темному и светлому

Когда вышеописанные методы рисования освоены, можно приступать к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы. Ребенку на начальном этапе достаточно освоить их по отдельности.

Рисование с использованием вспомогательных приспособлений

Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:

  1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
  2. Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
  3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
  4. Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
  5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
  6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
  7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
  8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
  9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.

Уроки рисования с 4 лет

По мере взросления ребенок уже рисует более сложные картинки – осень или зиму, подводный мир и космос, конечно, исходя из своего видения. Вначале результаты могут получаться угловатыми, растекающимися, но в 5-6 лет дети, начавшие тренироваться в малом возрасте, обычно хорошо рисуют такие картинки

Популярные статьи  Подарочная коробочка

Очень важно говорить с детьми об их творчестве – что изображено, какие герои, чем они занимаются и т. д

Нужно обязательно хранить работы малыша, это придаст ему уверенности в значимости своего дела.

Популярным рисунком в 4-5 лет является осеннее дерево или зимняя елочка. Техника рисования елки такова:

  • выполнить вертикальную линию;
  • провести немного изогнутые линии – ветки;
  • обрисовать веточки зелеными иголками, сделав их пушистыми;
  • ствол прорисовать коричневым;
  • после высыхания среди зелени сделать отметины белой краской.

Также дети любят рисовать сову, ослика, кошек и собачек. За основу можно брать геометрические фигуры, к которым после пририсовываются лапы, хвосты. Несложно будет нарисовать и человека – достаточно круга, овалов и удлиненных прямоугольников. Дети с 7-10 лет при наличии желания могут попробовать себя в портретах, натюрмортах и прочих сложных рисунках. Если есть потребность и способности, нужно обязательно отдать ребенка на специализированное обучение, где его таланты проявятся в полной мере.

Что дают ребенку занятия рисованием

Польза рисования исследована и обоснована наукой. Занятия рисованием развивают такие качества:

  • мелкая моторика, а это, как мы знаем, прямая стимуляция тех участков головного мозга, которые отвечают за речь, зрительную память, координацию;
  • развитие пространственного мышления;
  • формирование воображения;
  • ориентация на результат, который получается в процессе рисования;
  • самовыражение личности;
  • отражение своего психологического настроя;
  • рисование успокаивает, поэтому рекомендуется детям невротичным, капризным, неспокойным, которые не могут долго заснуть самостоятельно.
  • выработка усидчивости, дисциплинированности;
  • творческое осмысление окружающего мира, понимание другой личности, которая может видеть этот мир иначе;

развитие креативности, собственного ви́дения;
способствует самооценке, поскольку ребенок чувствует себя творцом (а это важное осознание);
развитие ассоциативного и образного мышления;
умение видеть и чувствовать цвета, оттенки и палитры, обобщать и сравнивать;
приобщение к всемирной эстетической культуре.

Польза рисования для детей

Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:

стимулирует мелкую моторику и логику, развивает речь, помогает формулировать мысли, предложения, улучшает функцию самовыражения, способствует самоутверждению, учит принятию нестандартных решений, развивает память и внимание, способствует улучшению трудолюбия, усидчивости

Процесс рисования для детей 2-3 лет и даже младше подарит массу радостных эмоций, поможет диагностировать различные проблемы – медицинские, психологические. Рисование борется с комплексами, замкнутостью, неуверенностью в себе. Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка. Рисование с родителями – это повод для дополнительного совместного пребывания и развлечения.

С какого возраста и зачем посещать уроки рисования

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома

Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Как помочь

Определите направление развития

В нашей культуре обычному зрителю более понятны реалистические изображения. Имеет ли смысл совершенствоваться именно в этом направлении или развивать в большей степени творческие способности и находки ребенка? От решения этого вопроса зависит и выбор места обучения. В государственных учреждениях и академических вузах программы ориентированы именно на работу с точным изображением натуры. При всем уважении к традиции данного подхода, стоит помнить о том, что  мы рискуем получить высокотехничные, убедительные и очень достоверные изображения, но лишенные индивидуальных экспрессивных качеств, живости и выразительности. В процессе обучения детям, подросткам и более взрослым студентам крайне трудно сохранить свой собственный стиль восприятия и передачи изображения, и поневоле символическая роль художественного образа уходит на второй план. Безусловно, многие художники в дальнейшем учатся находить компромисс между своим замыслом и каноном. Однако очень незначительная часть современных авторов возвращается к условному, знаковому и лишенному натуралистических подробностей стилю. Для совершенного изображения реальности существует множество технических средств, совершенствуются возможности фотографии и видеосъемки. У художников есть свои, более сложные, задачи: представить свой взгляд на мир и способ его переживания. Традиционное обучение здесь может помочь, а может существенно затормозить развитие индивидуального стиля.Рис. Мама-королева и дочка. Рисунок ребенка. 

Популярные статьи  Короб для вина: мастер класс по декупажу

Подойдите ответственно к выбору студии

Выбор частных школ и кружков не гарантирует обеспечение творческой атмосферы и каких-либо изменений в шаблонной программе обучения. Поэтому нужно ориентироваться на самостоятельное знакомство с педагогами студии и отзывами о его работе. Как и в других видах искусства, рисованию учит не методика, система или учреждение, а человек.  Достаточно открыть любую биографию известного художника, в ней будут перечислены не школы и не техники, а имена конкретных людей, Учителей, которым удалось раскрыть талант и оказать значимое влияние на его творчество.

В обучении ребенка педагог-художник  выполняет скорее  роль проводника и помощника, нежели авторитарного учителя, точно знающего правила. Это человек, способный поддерживать творческую атмосферу, интерес к предмету, готовый принять и помочь проявиться индивидуальным особенностям ребенка. Это человек творческий и также с непредвзятым любопытством относящийся к находкам юных авторов, своим примером воспитывающий внимательное отношение как к природе изображаемых вещей, так и происходящему на листе живому процессу. Часто от таких педагогов можно услышать, что они и сами учатся многому у детей, обладающих своим свежим взглядом на вещи.

«Восьмилетним я уже рисовал как Рафаэль, всю оставшуюся жизнь я учился рисовать как ребенок» – писал Пикассо.Рисованные историиПодробнее узнать 

Световой стол (планшет) для рисования песком — что это такое?

Прежде чем приступить к методике рисования песком на световых столах для детей, нужно понять, что представляет собой это приспособление.

Стол или планшет – это ящик для рисования песком. Он может быть выполнен из таких материалов:

  • Дерево;
  • Фанера;
  • Пластик;
  • ДСП.

Приспособления продаются в виде стола или планшета. Главное их отличие – наличие или отсутствие ножек. Если ребенку еще нет трех лет, то рисование песком для него должно проходить на полу. Малыш не должен стоять на стуле, ведь, увлеченный игрой, он может оттуда упасть. Значит, вам нужно приобрести планшет.

Стол (приспособление на ножках) подойдет детям, перешагнувшим трехлетний рубеж. Специальные телескопические опоры регулируются по высоте. Поэтому стол может «расти» вместе с малышом. Лучший вариант для сомневающихся родителей – съемные ножки. Благодаря этой функции стол быстро превращается в планшет.

Психологи рекомендуют применять экраны с подсветкой, которые имеют прямоугольную форму. Прямоугольник не сдерживает формат рисунка. Дети легко определяют центральную часть композиции. Эта форма помогает создавать различные симметричные, геометрические фигуры.

Приспособление имеет бортики, которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «наполнение» стола. К нему относится такая «начинка»:

  • Отсек для хранения остатков сыпучего материала;
  • Небьющееся матовое стекло (полимерный материал);
  • Подсветка, состоящая из светодиодной ленты;
  • Кварцевый песок.

Для рисования подходит материал любого цвета. Однако лучшим вариантом считаются светлые, почти белые тона.

Приемы изображения

Прием обучения в пять лет — это прежде всего вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение

Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи — организации начала занятия

Важно! Обучение наглядными примерами происходит с использованием определенного образца и других наглядных пособий. Перед выполнением задания педагог должен провести с детьми беседу

Ребенок учиться рассматривать отдельные предметы, а затем фиксировать свою точку зрения посредством карандашей, бумаги и других приспособлений.

Какие приемы применяются на практике

Первые детские рисунки

Первые детские рисунки на этапе знакомства с краской будут напоминать линии — прямые и кривые. После года появляются первые каракули, сначала хаотичные, затем круговые. Не следует просить ребенка изобразить что-либо на этом этапе — он еще только знакомится с новыми средствами самовыражения, «пробует» свои возможности, осваивает процесс нанесения линий на лист.

Чуть позже, ребенок станет сам искать осмысленные формы в своих рисунках. Это сложный интеллектуальный процесс для малыша. Очень часто родители «торопят» ребенка, стараясь разглядеть в его рисунках определенные предметы. Не следует подсказывать ему собственные ассоциации. Даже в возрасте старше трех лет будет лучше, если ребенок сам объяснит, что он нарисовал.

Не стоит давать и оценку рисунку. Просто похвалите ребенка, скажите, что вам нравится.

Однажды сын принес рисунок, на котором был изображен шарик, неровно закрашенный оранжевой краской. Когда я попросила объяснить что это, он ответил, что это наша кошка. На вопрос, почему он нарисовал ее именно так (домашняя питомица почти белая), сын объяснил, что кошка теплая и пушистая.

Это наглядный пример того, что ребенку в его творчестве важны не только зрительные образы, к которым так привыкли взрослые, но и собственное восприятие объекта.

Польза рисования для малышаРисунок красками

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Польза рисования для малыша
Снежинка из бумаги своими руками. шаблоны, схемы, видео
Красивые снежинки из бумаги: советы, схемы